Яндекс.Метрика

3.Инновационный проект «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования»

Сроки реализации: 2021–2024 годы

 

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность:

 

  1. государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г.Могилева»;
  2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Шклова»;
  3. Государственное учреждение образования «Фащевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Шкловского района»;
  4. Государственное учреждение образования «Вейнянская средняя школа»;
  5. Государственное учреждение образования «Межисетская средняя школа»;
  6. государственное учреждение образования «Средняя школа № 13 г. Орши»;
  7. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка»

 

Обоснование целесообразности реализации

инновационного проекта

Среди приоритетных направлений стабильного развития Республики Беларусь в современных условиях становления мировой когнитивной экономики – организация непрерывного образования человека в течение всего жизненного цикла. Учреждению образования необходим педагог с высоким уровнем профессионализма, быстро адаптирующийся, адекватно реагирующий на стремительно происходящие перемены в образовательном пространстве, способный находиться в состоянии постоянного интеллектуального роста при одновременном решении задач личностного совершенствования учащегося. К показателям профессионализма современного педагога относится самообразовательная компетентность, которая проявляется в стремлении к улучшению образовательного процесса путем индивидуального педагогического развития и реализации себя как активного творца действительности в сфере образования, организации собственной профессиональной деятельности с учётом достижений науки.

Накопленный в прошлом столетии отечественный опыт сопровождающей самообразование педагогов методической работы является основой её реализации и в современном белорусском учреждении образования. Однако этого опыта уже недостаточно для эффективной организации самообразовательной деятельности сегодня. Среди выявленных в процессе историко-педагогического анализа прецедентной литературы современных тенденций в развитии процесса организации педагогического самообразования следующие:

- рост роли самообразования в повышении квалификации педагогических кадров;

- последовательное использование опыта гибкого (маневренного, основанного на учёте актуального развития ситуации) управления самообразовательной деятельностью;

- активизация методического сопровождения субъектов самообразования в учреждениях образования;

- переход от использования педагогами отдельных элементов самообразовательной деятельности к современным технологиям его организации в процессе методической работы в учреждении образования.

В этой связи требуется переосмысление специфики организации самообразовательной деятельности педагогов в учреждении образования с учётом изменившихся социокультурных условий и разработка адекватных механизмов, способов и средств её эффективной реализации.

В результате проведенного анализа теории и практики организации педагогического самообразования в учреждениях образования Республики Беларусь выявлены противоречия между:

- требованием осознанного и ответственного подхода педагогов к самообразовательной деятельности и недостаточной разработанностью современных методических и организационно-управленческих средств, обеспечивающих организацию педагогического самообразования в условиях учреждения образования;

- многообразием форм, содержания и способов организации методической работы в учреждении образования и их недостаточной систематизацией в контексте реализации эффективной самообразовательной практики;

- существующими инновационными подходами использования разнообразных образовательных возможностей в системе непрерывного педагогического самообразования и реализацией традиционной структуры методического взаимодействия в учреждениях образования.

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования».

Уникальность представляемого проекта состоит в том, что в своей типологии он синергично сочетает в себе особенности как продуктовой инновации (используется специально разработанные модель организации самообразования педагогов в учреждении образования, технология реализации соответствующей деятельности и рефлексивно-диагностический инструментарий), так и процессной (предназначена для повышения самообразовательной компетентности педагогов как гаранта улучшения качества предоставления образовательных услуг, создания педагогами-участниками значительно улучшенных образовательных продуктов), и организационной (направлена на увеличение эффективности работы учреждения образования по достижению стратегических целей при уменьшении операционных затрат за счёт интеграции в кластер методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов; улучшение условий работы для повышения производительности труда с использованием преимущественно нематериальных активов). Полученный в ходе реализации данного проекта опыт и его результаты будут полезны для других учреждений образования региона и системы образования в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость инновационного проекта заключается в следующем:

1) в выявлении основных тенденций и потенциальных возможностей организации управляемого самообразования личности; обосновании сущности, структуры, содержания, условий и принципов совершенствования процесса организации самообразования педагогов в современных условиях развития информационного общества;

2) в наличии модели организации самообразования педагогов в учреждении образования, разработанной на основе теоретически обоснованных и практически подтверждённых экспериментальных результатов научных исследований;

3) в специально сформированном консультантом проекта научно-методическом и рефлексивном диагностическом обеспечении процесса организации самообразования педагогов в учреждении образования, что также подчеркивает научную новизну инновационного проекта.

Важнейшим направлением обоснования научной новизны и практической актуальности данного инновационного проекта также выступает проектируемая деятельность по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников в системе взаимодействия участников инновационного проекта в условиях функционирования кластера.

Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.

Задачи:

1) создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности;

2) обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект;

3) сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры;

4) сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.

Решение выделенных задач и достижение поставленной цели инновационного проекта в свою очередь детерминирует коренное улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых учреждением образования.

Общественная эффективность инновационного проекта основана на следующих позициях:

- юридическая защищенность проекта (соответствие законодательству Республики Беларусь, его реализуемость в нормативно-правовом поле осуществления информационного взаимодействия участников);

- наличие механизма гарантии обязательств, принимаемых участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта (локальная нормативная документация);

- научно обоснованная система управления реализацией проекта, обеспечивающая (при возможных изменениях условий реализации проекта) должное информационное взаимодействие между участниками проекта;

- присутствие механизма синхронизации деятельности участников, корректировки их действий для успешного завершения проекта (технология организации педагогического самообразования в учреждении образования);

- наличие синергетического эффекта в достижении стратегических целей учреждения образования на основе интеграции методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов при одновременном уменьшении операционных затрат в процессе реализации кластерного подхода;

- наличие очевидной пользы (выгоды) для участников образовательного процесса, заложенной в инновационном продукте.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью широкого внедрения в методическую работу учреждений образования модели и технологии организации самообразования педагогов в учреждении образования. Наличие научно обоснованного, технологичного механизма внедрения проекта подтверждает его реальную осуществимость. Рассчитанный на один год, проект удобно сочетается с календарным планированием функционирования учреждения образования. Вышеописанные характеристики проекта позволяют сделать вывод, что его реализация на практике существенно повысит продуктивность организации педагогического самообразования в учреждениях образования.

Организация практико-исследовательской деятельности педагогических работников в составе:

Старанник Е.А., учителя начальных классов; 

Громакова Г.П., учителя начальных классов;

Тарасевич Т.В., учителя белорусского языка и литературы;

Цееб А.А., учителя иностранного языка;

Васильева Е.В., учителя иностранного языка;

Мусницкая А.С., учителя физики;

Буйнова О.Н., учитель биологии;

Даргель Е.В., учитель истории;

Сафончик Е.И., учителя начальных классов;

Барковская Е.Н., педагога психолога

Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности

Документация для реализации инновационного проекта тут

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН реализации инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования» на 2021 – 2022 гг. тут

свернуть

Мероприятия сетевого сообщества

17 ноября 2023 года в рамках реализации плана сетевого взаимодействия республиканской инновационной деятельности «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования» на базе ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» прошло республиканское образовательное событие «Педагогический успех начинается». В Полоцк приехали представители 7 учреждений образования участвующих в проекте. Главной целью мероприятия было создание презентационной, диалоговой площадки для совершенствования управленческих и методических компетенций руководителей и участников инновационного проекта.
Директор школы Шухлев К.В. и заместитель директора по учебной работе Недокунева И.В. презентовали систему методической работы учреждения с педагогами. Затем участники встречи приняли участие в работе 6 мастер-классов, которые для них провели педагоги учреждения:
1. Недокунева И.В., заместитель директора по учебной работе Методическая оперативка «Андрагогика: как учить взрослых»;
2. Барковская Е.Н., педагог-психолог - Психологический тренинг «Супер Я. Перезагрузка»»;
3. Тихомирова А.С., учитель информатики - Практикум «Искусственный интеллект: друг или враг»;
4. Батюлева Н.В., заместитель директора по учебной работе - Митап «Учитель реальный VS учитель идеальный»;
5. Громакова Г.П., учитель начальных классов - Творческая мастерская «Soft skills современного педагога»;
6. Даргель Е.В., учитель истории - Книжный эксплейнинг «Обучение как приключение».
На подведении итогов начальник отдела педагогических инноваций МГОИРО Дыбаль Н. А. и Лаврентьева Н.Л., методист ГУМУ «Шкловский районный учебно-методический кабинет», консультант инновационного проекта отметили высокий уровень организации и проведения мероприятия, сплоченности коллектива и творческий подход. Гости взяли в свои учреждения образования новые идеи и приемы работы по совершенствованию работы педагогических работников по самообразованию. В заключении гости посетили с экскурсией в Спасо-Евфросиниевский монастырь.

На базе школы прошел семинар- практикум для студентов ВГУ им. П. И. Машерова специальность учитель дефектолог. Своим опытом работы поделились Мороз Е.К. , учитель - дефектолог высшей категории, учитель начальных классов Графутко С.А.

Запланирована серия семинаров- практикумов для молодых учителей « Конструктор урока»

27 марта 2023 года состоялось заседание УМО учителей иностранного языка в форме Методического диалога.  Руководитель УМО Ермолаева Т.А.  выбрала основной темой для обсуждения учебно- исследовательскую деятельность учащихся. В результате работы педагоги узнали как правильно организовать учащихся для проведения учебного исследования, оформить и представить результаты работы. Кроме этого, педагогами Андрон М.В. и Васильевой Е.В. был проведен семинар-практикум «Развитие мыслительной деятельности по таксономии Блума на уроках иностранного языка».

Каникулы как время для саморазвития: Воробьева Валерия Александровна провела два мастер-класса на которых обучила всех желающих создавать рабочие листы и презентации в сервисе Canva и интерактивные плакаты в с помощью сервиса Genially. Время прошло незаметно и с пользой

24.02.2023 в рамках республиканской инновационной деятельности и в соответствии плану сетевого взаимодействия педагогами школа был проведена методический онлайн квилт.

С 01.11 по 03.11.2022 в рамках международного сотрудничества педагоги учреждения приняли участие в   работе презентационной площадки-2022 «Инновационное образовательное пространство муниципальной системы образования города Ярославля».

Недокунева И.В., заместитель директора по учебной работе познакомилась с сутью основных моделей сетевого взаимодействия участвуя в мастер-классе «Базовые типы моделей сетевого взаимодействия».

Банных А.Ю., педагог-организатор участвовала в онлайн-викторине «Воспитательный потенциал волонтерского центра для подростков».

Недокунева И.В., заместитель директора по учебной работе, и Васильева Е.В., учитель немецкого языка, с удовольствием прошли мини-тренинг «Практика саморазвития».

3.11.2022 года

Недокунева И.В., заместитель директора по учебной работе приняла участие в работе V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» со статьей «Формы работы методического объединения заместителей директоров по учебной работе». В статье отражен опыт организации работы районного методического объединения заместителей директоров по учебной работе Полоцкого района. Постоянное омоложение состава заместителей директоров школ и современные условия диктуют необходимость пересмотра форм и методов работы, вдохновляют на применение нестандартных форм методической работы с данной категорией.

16.09.2022 состоялось торжественное открытие РЕСПУБЛИКАНСКОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "Скориновские дни в Полоцке — 2022". Воробьева В.А., учитель русского языка и литературы, была организатором творческой интерактивной площадки образовательного направления "PROкачайся"
 
 
6-7 октября 2022 года педагоги школы приняли участие в Международной научно-практической конференции «Интеллектуальная одаренность учащихся: опыт и инициативы психолого-педагогического сопровождения», которая состоялась в государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

Шестерень Н.Р., учитель химии,  выступила с докладом « Тьюторское сопровождение учебной деятельности как способ стимулирования творческих способностей учащихся в процессе проектной и исследовательской деятельности при изучении химии». Новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Внедрение проектно-исследовательского подхода в обучение химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Она поделилась своими наработками по стимулированию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Педагог-психолог Барковская Е.Н.  познакомила слушателей с Программой социально-педагогического и психологического сопровождения одаренных детей «Триумф». Она рассмотрела результаты микроисследования социальных и психологических аспектов и их влияние на реализацию одаренности детей в учебном процессе. Определила череду последовательных социально-педагогических действий, заключенных в систему для работы с одаренными учащимися в период подготовки к предметным олимпиадам, научно-практической конференции, работы специалистов СППС в школьном профильном отряде.

 

29.03.2022  С.В. Остапчук, старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания ПГУ провела семинар "Профессиональное выгорание: как справится". Подробнее

 

16.11.2021г. в рамках осуществления плана сетевого взаимодействия Недокуневой И.В. был проведен вебинар «SWOT-анализ в методической работе», в ходе которого был раскрыт теоретический материал по теме «Что такое SWOT-анализ» и как его можно использовать в разных целях в методической работе в учреждении образования

 

01.11 тренинговое занятие  "SWOT-анализ педагогической деятельности: мои сильные и слабые стороны"

01.11-05.11 заседания МФ по теме "Визуализация в образовательном процессе: теоретические основы и практические аспекты" Материалы тут

03.11 Workshop "Активные формы работы" провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы и иностранных языков Сироткина М.М.

 

 

свернуть

Публикации

3.11.2022 года

Недокунева И.В., заместитель директора по учебной работе приняла участие в работе V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» со статьей «Формы работы методического объединения заместителей директоров по учебной работе». В статье отражен опыт организации работы районного методического объединения заместителей директоров по учебной работе Полоцкого района. Постоянное омоложение состава заместителей директоров школ и современные условия диктуют необходимость пересмотра форм и методов работы, вдохновляют на применение нестандартных форм методической работы с данной категорией.

6-7 октября 2022 года педагоги школы приняли участие в Международной научно-практической конференции «Интеллектуальная одаренность учащихся: опыт и инициативы психолого-педагогического сопровождения», которая состоялась в государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

Шестерень Н.Р., учитель химии,  выступила с докладом « Тьюторское сопровождение учебной деятельности как способ стимулирования творческих способностей учащихся в процессе проектной и исследовательской деятельности при изучении химии». Новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Внедрение проектно-исследовательского подхода в обучение химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Она поделилась своими наработками по стимулированию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Педагог-психолог Барковская Е.Н.  познакомила слушателей с Программой социально-педагогического и психологического сопровождения одаренных детей «Триумф». Она рассмотрела результаты микроисследования социальных и психологических аспектов и их влияние на реализацию одаренности детей в учебном процессе. Определила череду последовательных социально-педагогических действий, заключенных в систему для работы с одаренными учащимися в период подготовки к предметным олимпиадам, научно-практической конференции, работы специалистов СППС в школьном профильном отряде.

04.11.2021 прошла IV Международная научно-практическая конференция "Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы". Недокунева И.В. предоставила статью "Управление самообразованием педагогов как средство повышения профессиональной компетентности".

свернуть