Яндекс.Метрика

Финансовая грамотность

В последнее время, все острее встает вопрос о воспитании гармоничной личности, в рамках общеобразовательной школы, а гармоничная личность, безусловно, должна быть всесторонне развитой. Владеть различными знаниями, умениями и навыками, и разумеется, обладать уже определенным жизненным опытом, подкрепленным практикой. И вот именно на этом этапе, воспитания и обучения и появляются проблемы, к сожалению, наши дети, владеющие сложнейшими грамматическими конструкциями, обладающие практически энциклопедическими знаниями по многим предметам, с невероятной легкостью, попадаются на удочки различных мошенников, занимающихся различными финансовыми махинациями, примеров этому, множество, это и оформление кредитных карт старшеклассникам, и различные интернет пирамиды и т.д.

   В связи, со всем, выше перечисленным, появляется ряд вопросов, попытка ответить на которые, и будет предпринята в этой статье.

Что же такое финансовая грамотность? 
Каков уровень финансовой грамотность в молодежной среде?
А важна ли финансовая грамотность населения для государства?
Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях и домашних условиях? 
В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?
Какое влияние на учащихся могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности

Что такое финансовая грамотность? 

Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Насколько развита финансовая грамотность в молодежной среде?

  Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.   Исследование личной финансовой грамотности, проведенное в 2008 г. при поддержке фонда Merrill Lynch Foundation и коалиции Jump$tart Coalition®, обнаружило, что только 48 % учащихся выпускных классов американских школ могут правильно ответить на вопросы, оценивающие уровень финансовой грамотности. Согласно исследованию, осуществленному в 2004 году Кембриджским университетом и компанией Prudential Insurance,  около 9 миллионов учащихся выпускных классов в британских школах страдают «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования». Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают финансовые вопросы со своими детьми. Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства. По расчетам Мирового экономического форума в настоящее время доля населения планеты, не имеющего доступа к банковской системе, составляет приблизительно 4 млрд.

В чем важность финансовой грамотности населения?

    Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. Один из наглядных примеров влияния финансовой грамотности населения на экономику – мировой финансовой кризис 2008 года. Он берет истоки в ипотечном кризисе в США, начавшемся в 2006 году.  «Ипотечный мыльный пузырь», основанный на кредитовании лиц с низкими доходами, лопнул, что привело к массовым отказам от кредитных обязательств со стороны заемщиков и прекращению выдачи кредитов со стороны банков. Сначала медленно, потом все быстрее, кризис из сферы недвижимости перешел в реальную экономику, распространился по США, затем по Азии и Европе, замедлил темпы развития мировой экономики в целом.  Что послужило причиной столь быстрого распространения кризиса? Экспертам предстоит выяснить это в ближайшие годы. Будут определены и виновные в кризисе. Сейчас же, целесообразно поставить вопрос: что делать в условиях кризиса?  Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него. Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.  

Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях и домашних условиях?  

    В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о массовом внедрении финансовой грамотности в школьное образование. Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

    Финансовая грамотность школьников и учащейся молодежи – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.

В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?

     Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?

   Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость.  Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

 

Как развивать финансовую грамотность у своего ребёнка.

      Отношение к деньгам и навыки ими пользоваться закладываются в семье с младых лет. Рекомендуется начинать выдавать ребенку карманные деньги с возраста 5-6 лет. Вначале, разумеется,сумму малую, но постоянную, выдаваемую регулярно, например, раз в неделю. С каждым годом сумму можно увеличить.
Не рекомендуется лишать ребенка средств, наказывая его за провинности, или каждый раз подчеркивать детскую финансовую зависимость от родителя. Такой подход рискует подтолкнуть ребенка на девиантное поведение или на желание финансово отделиться от родителя как можно быстрее, в то время как он еще не будет к этому готов, ни физически, ни морально, ни социально.

Очень важно в данном вопросе определить и придерживаться строгих правил: не выдавать деньги в аванс, или раньше времени, но также и не просрачивать их выдачу. Многие родители почувствуют трудности психологического характера, чтобы отпустить контроль за тем, как ребенок тратит собственные средства. Ибо им начнет казаться, что тратит деньги на пустое, ерунду, неразумно. Появится желание читать нравоучения, давать советы, ограничивать или даже лишить ребенка средств. Однако родителям важно понимать, что приобретение навыков пользования деньгами, как и любой процесс обучения, вещь постепенная, развивающаяся на основе собственного опыта, ошибок и промахов. Важно сохранять философское спокойствие и оставаться верным своим принципам даже тогда, когда ваше чадо потратило все выданные деньги за раз на вредноносные конфеты, которые тут же и съело, и начало жаловаться на нехватку средств. В подобной ситуации необходимо объяснить, что ребенок сам несет полную и единоличную ответственность за распоряжение собственными карманными деньгами - такой подход научит ребенка не только экономности, но и принятию решений, взятию ответственности за собственный выбор.
      Существует подход, что можно деньгами оплачивать работу или выполнение какого-то задания, например, уроков или дел по хозяйству. Хочется отметить, что данный подход является скорее рационализацией собственного родительского бессилия построить с ним иерархические отношения и служить для ребенка авторитетом. Многие такие родители могут аргументировать подобный подход желанием научить ребенка "ценить свой труд", однако,если они смогут быть честными с самим собой, то поймут, что просто пытаются "купить" ребенка, не умея убедить его сделать необходимое или выполнить обязанность. Оплата труда ребенка не отрицается только разве что в том случае,если речь идет о работе исключительной, не входящей в его обзательства, и по больше части нацеленной на пользу людей косвенно или мало относящихся к узкому кругу семьи.
          Многие родители спрашивают, стоит ли поощрять деньгами достижения ребенка, например, хорошие оценки? На этот ответ нет определенного мнения. Искренняя радость родителя за детский успех уже сама по себе в большинстве случаев служит для ребенка наградой! Часто детям и в голову бы не пришло просить деньги за свои достижения, и инициатива родителя в данном вопросе может оказаться не соответствующей детскому восприятию и возрасту. Возможно стоит подумать над идеей заменить денежное вознаграждение подарком или совместной прогулкой в МакДональдс? Также родители, желающему выразить свое поощрение ребенку в материальной форме, стоит задуматься, какая собственная его потребность или трудность стоит за этим. Может быть, желание компенсировать ребенку недостаток уделяемого ему внимания, чувство вины или неумение выразить свои чувства словами?..

Финансовое воспитание ребенка в семье не должно идти вместо или параллельно воспитания эмоционального, а деньги не должны становиться эквивалентом выражения чувств или средством влияния и проявления родительской власти.

  1. Начинать выдавать карманные деньги можно с 5-6 лет. Желательно, выдавать их с одинаковой периодичностью (каждый день, раз в неделю, раз в 10 дней и т.д.)
  2. Наказание ребёнка рублём, может вызвать желание поскорее избавить от родительского «гнёта», и уехать куда подальше.
  3. Не стоит читать лекции о том, что такое правильно и неправильно потраченные деньги. Приоритета у ребёнка совсем другие, нежели у родителей. Просто наблюдайте, давайте советы, но не упрекайте ребёнка.
  4. Далеко не всегда, деньги за хорошие оценки — хорошее решение для развития финансовой грамотности ребёнка.
  5. И самое главное! Финансовое вознаграждение, ни в коем случае, не должно становиться заменителем эмоций родителей в адрес ребёнка. Эти процессы должны быть параллельными.