Яндекс.Метрика

Выпускнику

Расписание централизованных экзаменов для 11-х классов

27.05.2024 - централизованный экзамен по выбору

30.05.2024 - централизованный экзамен по предметам "Русский язык", "Белорусский язык"

Источник: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22340339

свернуть

График консультаций по подготовке к экзаменам

Страница находится в разработке

свернуть

Расписание выпускных экзаменов 9-x классов

Страница находится в разработке

свернуть

График проведения ЦТ 2024

Учебный предмет

Дата проведения централизованного тестирования

Белорусский язык

30 мая, четверг

Русский язык

30 мая, четверг

Обществоведение

27 мая, понедельник;

6 июня, четверг

Математика

27 мая, понедельник;

3 июня, понедельник

Биология

27 мая, понедельник;

3 июня, понедельник

Иностранный язык

(английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

27 мая, понедельник;

3 июня, понедельник

Химия

27 мая, понедельник;

6 июня, четверг

Физика

27 мая, понедельник;

6 июня, четверг

История Беларуси

27 мая, понедельник;

6 июня, четверг

География

27 мая, понедельник;

3 июня, понедельник

Всемирная история (новейшее время)

27 мая, понедельник;

3 июня, понедельник


График проведения централизованного тестирования в резервные дни в 2024 году

Учебный предмет

Дата проведения централизованного тестирования

Белорусский язык

19 июня, среда;

23 июня, воскресенье

Русский язык

19 июня, среда;

23 июня, воскресенье

Обществоведение

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Математика

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Биология

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Иностранный язык

(английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Химия

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Физика

19 июня, среда;

21 июня, пятница

История Беларуси

19 июня, среда;

21 июня, пятница

География

19 июня, среда;

21 июня, пятница

Всемирная история (новейшее время)

19 июня, среда;

21 июня, пятница

 

Источник:https://abiturient.bsu.by/ct/grafik-provedeniia-ct-v-2023-godu

свернуть

Правила поступления в ВУЗы

Правила поступления в ВУЗы: Скачать (pdf, 261 кб)

 

свернуть

Выдержки из инструкции по организации и проведению ЦЭ

Внимание!

Централизованный экзамен

 (выдержки из инструкции по организации и проведению централизованного экзамена)

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЦЭ

П.8. В срок до 1 декабря структурные подразделения областных

исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные

полномочия в сфере образования, предоставляют в РИКЗ предложения по формированию перечня пунктов проведения ЦЭ и закрепленных за ними учреждений образования.

На основании информации РИКЗ в срок до 1 февраля определяются пункты проведения ЦЭ, закрепление за ними учреждений общего среднего образования и минимальное количество мест для участников ЦЭ в пунктах проведения ЦЭ, а также утверждаются и доводятся до заинтересованных спецификации экзаменационных материалов, методикаоценивания результатов ЦЭ с критериями оценки (оценивания) их выполнения.

П.9. В срок до 20 февраля пункты проведения ЦЭ предоставляют в РИКЗ предложения по формированию составов организационных комиссий для проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни и иные сроки.

По предложениям РИКЗ в срок до 1 марта Министерство образования утверждает составы организационных комиссий для проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни и иные сроки.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЦЭ

  1. В срок до 1 февраля учреждения общего среднего образования формируют комиссию по регистрации и обеспечению участия учащихся в ЦЭ (далее – комиссия учреждения общего среднего образования) из состава педагогических работников учреждения общего среднего образования.

В состав комиссии учреждения общего среднего образования входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, лица (лицо), ответственные за регистрацию участников ЦЭ, специалист, ответственный за работу с единой информационной системой регистрации участников ЦЭ (далее – система регистрации), другие члены комиссии.

Информацию о составе комиссии в срок до 1 марта учреждения общего среднего образования предоставляют в закрепленный за ними пункт проведения ЦЭ по форме согласно приложению 11.

 

  1. Заявления на участие в ЦЭ подаются участниками ЦЭ (на бумажном носителе) по форме согласно приложению 12 руководителю учреждения общего среднего образования (уполномоченному им лицу) при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.

 

  1. Руководитель учреждения общего среднего образования (уполномоченное им лицо) утверждает список участников ЦЭ по форме согласно приложению 13, составленный в соответствии с поданными заявлениями учащихся и скрепленный печатью и подписью, и в срок до 1 марта передает этот список в структурное подразделение районного исполнительного комитета, местной администрации города, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования.

 

  1. Отделы (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа до 5 марта представляют в структурные подразделения областных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, сведения о количестве участников ЦЭ, которые должны принять участие в ЦЭ, по каждому учебному предмету с учетом языка предоставления экзаменационной работы.

 

  1. РИКЗ организует формирование базы данных участников ЦЭ по форме согласно приложению 15 и обеспечивает доступ к информации об участниках ЦЭ пунктам проведения ЦЭ посредством системы регистрации с соблюдением требований, установленных законодательством в области информации, информатизации и защиты информации, о защите персональных данных.

Программное обеспечение системы регистрации обеспечивается РИКЗ.

 

  1. Регистрацию участников ЦЭ в системе регистрации осуществляет пункт

проведения ЦЭ совместно с комиссиями учреждений общего среднего образования в период с 1 по 20 апреля – для участия в основные сроки проведения ЦЭ и в срок не позднее 3 календарных дней до проведения ЦЭ – в резервные дни и иные сроки.

Комиссия учреждения общего среднего образования обеспечивает контроль точности и достоверности сведений, внесенных в систему регистрации, посредством распечатки сведений в форме заявления участника ЦЭ из системы регистрации, подписания данного заявления лицом, осуществившим внесение сведений в систему регистрации, и участником ЦЭ.

 

  1. По окончании регистрации комиссия учреждения общего среднего образования распечатывает из системы регистрации пропуск по форме согласно приложению 16, оформляет его и выдает участнику ЦЭ под роспись в ведомости выдачи пропусков по форме согласно приложению 17.

 

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

  1. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.

 

  1. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению

общего среднего образования.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут

до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается

организация питания участников ЦЭ.

 

  1. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

 

  1. Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами.

 

  1. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

 

  1. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

 

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

52.1. проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

52.2. фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

52.3. меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

52.4. вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

52.5. иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи  информации;

52.6. выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

52.7. фотографировать экзаменационные материалы;

52.8. разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

52.9. произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

 

  1. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

  1. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее

установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

 

  1. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или

непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ ЦЭ

 

  1. РИКЗ передает сертификаты по акту приемки-передачи сертификатов представителям пунктов проведения ЦЭ не позднее 10 календарных дней после завершения ЦЭ в основные сроки и не позднее 7 календарных дней после проведения ЦЭ в резервные дни, иные сроки.

Представители пунктов проведения ЦЭ передают сертификаты по акту приемки-передачи в отделы (управления) образования местных исполнительных

и распорядительных органов.

Отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов передают сертификаты по акту приемки-передачи в учреждения общего среднего образования, в которых обучаются участники ЦЭ.

 

  1. После получения сертификатов учреждения общего среднего образования,

в которых обучаются участники ЦЭ, учреждения общего среднего образования, которые проводят аттестацию в порядке экстерната, осуществляют перевод баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале.

 

  1. Участники ЦЭ получают сертификат в учреждении общего среднего

образования, в котором они обучаются, под роспись в ведомости выдачи сертификатов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

 

  1. 71. В случае невозможности личного получения участником ЦЭ сертификата

по уважительной причине сертификат получают законные представители несовершеннолетних участников ЦЭ (при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих статус законного представителя, а также копии документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ).

 

 

 

 

 

                                                                               Приложение 28

                                                                             к Инструкции

 по организации и проведению

                                                                                                      централизованного экзамена

 

 

ШКАЛЫ

перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале,

в отметку по десятибалльной шкале

 

  1. 1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

 

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

 

3-9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

 

 

 

свернуть

Освобождение от экзаменов

Страница находится в разработке

свернуть

АБИТУРИЕНТАМ

·         Министерство образования республики Беларусь
http://edu.gov.by

·         Республиканский институт контроля знаний. (информация о вступительной кампании и тестировании: 
http://rikc.by

·         Республиканский центр профориентации молодежи : 
www.rcpom.edu.by

·         Справочный ресурс для поступающих: 
www.abiturient.by

·         Электронный справочник абитуриента.(ВУЗы и ССУЗы РБ удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о тестировании, “справочное бюро”, дни открытых дверей, словарь “профессии и специальности” и пр.:
www.kudapostupat.by

·         Информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения: 
http://www.tamby.info

·         Обучение и трудоустройство: 
http://www.kariera.by

·         Сайт про образование, обучение в Беларуси, справочник для поступающих в ВУЗы Беларуси: 
http://obrazovanie.by/belarus-vuz/

·         Проверка полученных знаний по отдельным предметам в режиме онлайн, виртуальное тестирование : 
http://www.testirovanie.org

·         Будущая студенческая жизнь: 
http://www.unibel.by  или http://www.mozg.by

свернуть

Готовимся к ЦТ по математике. Учимся решать задачи на нахождение площади многоугольника

Основные ошибки в ЦТ

Специалисты РИКЗ рассказали, какие ошибки из года в год допускают абитуриенты на Централизованном тестировании

Читали, готовились, решали, но в самый ответственный момент посыпались на элементарном вопросе? Многим абитуриентам прошлых лет знакомо это чувство разочарования — еще чуть-чуть и заветная сотка была бы в кармане, но…

Источник: СБ - Беларусь сегодня

Чтобы помочь нынешним выпускникам избежать коварных мест в тестировании, мы попросили специалистов РИКЗ рассказать о самых популярных ошибках, которые чаще всего мешают достичь максимального балла. Доставайте конспекты и записывайте — впереди много полезного.

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК.

Каждый год около 50% поступающих допускают ошибки в заданиях на правила склонения, правописания и употребления числительных. В ЦТ-2020 не усвоили правописания сложных количественных числительных пяцьдзясят-восемдзесят 42% абитуриентов. 25% не нашли ошибки в числительных дзевятнадцаць, двадцаць (правильно: дзевятнаццаць, дваццаць). 40% участников ЦТ не знали правописания дробных чисел с первыми частями дзве, тры, чатыры: дзве пятыя, тры чацвёртыя, чатыры сёмыя. 27% посчитали правильно написанными порядковые числительные трэцій, чацвёртый, пятый, сёмый, восьмый, дзявятый, дзясятый. Хотя в белорусском языке они имеют окончания -ы или -і: трэці, чацвёрты, пяты… 40% сдающих тестирование напрасно посчитали, что собирательные числительные пяцёра, сямёра написаны неверно.

Ошибаются абитуриенты и в части В, когда находят ответ, но записывают его неправильно. Например, из 1760 тестируемых, выполнявших 9-й вариант на ЦТ этого года, около 100 человек допустили ошибку в слове неабсяжны при записи ответа: неабсцяжны, неабсяжаны, неабсяжный, неабсажаны.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

 

При выполнении теста по русскому языку, из года в год у абитуриентов вызывают затруднение следующие задания:

· выбор н или нн.

в краткой форме прилагательного, образованного от глагола. Например, в конструкции сюжеты интересны и запутанны.

62% абитуриентов ошибочно указали в слове запутанны одну букву н, хотя нужно писать две, так как это слово отвечает на вопрос каковы? и его можно заменить прилагательным сложны.

· употребление собирательных числительных с существительными. Нельзя сказать трое сотрудниц или четверо выпускниц, потому что числительные трое и четверо не употребляются с существительными женского рода. Правильно: три сотрудницы, четыре выпускницы. Неверно ответили 48% абитуриентов.

· правописание сложных прилагательных. Прилагательное белокаменный.

пишется слитно, а не через дефис, ведь оно образовано от словосочетания белый камень. В этом слове 43,4% тестируемых поставили дефис.

 

· употребление формы повелительного наклонения глагола.

37% поступающих считают слово приляжь правильно образованной формой глагола. Естественно, это ошибочный ответ, верно — приляг.

· употребление слов близких по звучанию. Конструкцию воинское училище приняли за верную 69% абитуриентов, хотя правильно — военное училище.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Раздел Грамматика и лексика.

Система видо-временных форм глагола.

Среди типичных ошибок можно назвать неумение различать Past Simple и Present Perfect, Past Simple и Past Perfect, Present Perfect и Past Perfect, употребление глагола в действительном залоге вместо страдательного и наоборот.

Предлоги.

Основной ошибкой в употреблении предлогов английского языка является языковая интерференция, так как при выборе английских предлогов экзаменуемые опираются на их смысловое значение в родном языке, не учитывая тот факт, что смысловые значения, передаваемые предлогами в родном и английском языках, далеко не всегда совпадают.

Тематический словарь.

Типичная ошибка — выбор варианта ответа без учета влияния грамматической конструкции на выбор лексической единицы.

Среди распространенных ошибок при выполнении заданий, направленных на проверку знания основных способов словообразования и навыков их применения, можно выделить следующие (задания открытого типа, часть В):

— переписывание предложенных опорных слов в бланк ответов без необходимых преобразований;.

— незнание аффиксов разных частей речи и, следовательно, образование слов, несуществующих в языке;.

— неверное определение части речи, образование которой необходимо в предлагаемом контексте;.

— незнание разницы между формообразованием (грамматическая трансформация) и словообразованием (лексико-грамматическая трансформация) и, как следствие, указание в качестве ответа грамматических форм опорных слов;.

— незнание орфографических особенностей добавления аффиксов;.

— заполнение пропусков лексически неподходящими словами, несмотря на наличие опорного слова в скобках;.

— неумение определить в контексте и передать негативное значение прилагательных, наречий и глаголов с помощью аффиксов;.

— неумение определить грамматическую форму образованной части речи, требуемую контекстом.

В заданиях, предполагающих заполнение пропусков грамматически и лексически подходящими словами, допускают орфографические ошибки, заполняют пропуски не одним, а несколькими словами, что противоречит инструкции к заданию.

Раздел Чтение.

Изучающее чтение.

Среди типичных ошибок, препятствующих успешному выполнению заданий данного вида чтения, можно назвать: невнимание к контексту; неумение выделять ключевые слова и предложения и опираться на них; выхватывание отдельных слов и выбор варианта ответа на их основании; поиск ответа на вопрос после текста на основе значения отдельного слова; ориентация на прямое повторение фразы или словосочетания текста в предложенных вариантах ответа вместо подбора синонимов или синонимичных выражений к словам из текста; выбор ответа исходя из личного опыта, а не из содержания предложенного текста (вариант ответа может быть правильным и логичным, но не отвечать на вопрос).

Просмотровое чтение.

Основными ошибками, которые экзаменуемые допускают при восстановлении структурно-смысловых связей текста, являются:

—  неумение соотносить реферируемые слова в тексте и пропущенных фрагментах;.

—  затруднения в выборе правильного ответа из-за незнания значения слов, являющихся ключевыми для выполнения данного задания;.

—  неумение анализировать лишние текстовые фрагменты для того, чтобы убедиться, что они не подходят для восполнения ни одного из предложенных пропусков.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

Ежегодный анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что экзаменуемые испытывают серьезные затруднения с пониманием текстов и выполнением заданий в силу небогатого словарного запаса. Это касается не только заданий на проверку лексической компетенции, составляющей содержательную основу иноязычного общения и, в наибольшей степени, определяющей его успешность, но и грамматических заданий. Тестируемые не справляются с заданиями из-за непонимания смысла предъявляемых предложений и текстов, несмотря на то что задания построены на основе простых предложений с использованием активного словаря школьника.

Глобальной ошибкой изучающих немецкий язык является то, что лексические единицы заучиваются отдельно от их грамматических параметров: рода имени существительного (задания на употребление местоимений: заменить имя существительное соответствующим местоимением в именительном падеже (der Hund (собака) — в немецком языке мужского рода, но по аналогии с русским выбирают местоимение «она»)), способа образования множественного числа (если в части В на место пропуска нужное имя существительное подбирают более половины участников тестирования, то верно образовать от существительного форму множественного числа могут лишь 25%), типа склонения (ошибки в заданиях на склонение имен существительных и имен прилагательных), управления глагола и имени существительного (падеж имени существительного/местоимения после пропуска часто исключает сразу все четыре дистрактора), категории возвратности для глагола (в лексических заданиях присутствие в предложении возвратной частицы является определяющим при выборе из синонимичных глаголов), значения приставки или предлога и т. д. Незнание этих параметров, а также неспособность вычленить эти параметры из контекста не позволяют абитуриентам справиться с большей частью лексико-грамматических заданий.

При выполнении заданий раздела Чтение абитуриенты допускают следующие ошибки: не обращают внимания на название текста, которое, как правило, указывает на тему, неправильно выбирают ключевые слова при определении темы текста, неправильно подбирают синонимы или синонимичные выражения к словам из текста, ориентируются только на лексику, непосредственно использованную в вопросе, неверно определяют лексическое значение слов, при определении значения отдельного слова игнорируют контекст, неправильно устанавливают причинно-следственные и структурно-смысловые связи в тексте.

МАТЕМАТИКА.

Распространенной ошибкой при решении тестовых заданий на прямое применение формул является подмена правильной формулы неправильной или несуществующей, например, площадь трапеции заменяют формулой площади прямоугольника или квадрата; формулу площади сферы — формулой площади круга формулу площади круга — формулой длины окружности формулу объема цилиндра — формулой площади боковой поверхности цилиндра и др.

Во всех текстовых практико-ориентированных задачах содержатся реальные данные, которые можно использовать при проверке решений. Однако из года в год среди полученных участниками тестирования ответов, характеризующих, например, собственную скорость катера (в км/ч), количества жидкости в бочке (в литрах), яблок в корзине, время работы (в минутах) и др., есть отрицательные числа, выражения, число 0, многозначные натуральные числа, например, 1508, 1600, 2100, 2144, 3600, 4502, 5000, 100 500 и др.

Умение контролировать полученный результат является важным и при выполнении геометрических задач, потому что при нахождении геометрических величин (длины отрезка, площади фигуры, объема тела и др.) не может быть получено отрицательное число. В связи с этим ежегодно наблюдается нарушение тестируемыми свойств длины отрезков, градусной меры углов, равных фигур, неравенства треугольника, аксиом площади, стереометрии и следствий из них и др.

В стереометрических задачах неумение сделать наглядный рисунок по условию задачи не позволяет большому количеству тестируемых правильно решить такое задание.

Зачастую участники тестирования не выполняют проверку корней, полученных при решении уравнения-следствия, и, как результат, либо имеют потерянные корни, либо посторонние корни.

Реализуя метод интервалов при решении рациональных неравенств, неверно находят область определения, нули и промежутки знакопостоянства функции.

ФИЗИКА.

Анализ результатов абитуриентов за последние три года позволяет определить причины, по которым поступающие допускают повторяющиеся из года в год ошибки:

1) не умеют применять соответствующие теоретические знания из курса математики (например, умение работать с векторными физическими величинами, производить арифметические операции с простыми дробями и т. д.);.

2) невнимательно читают условие задачи, не анализируют исходные данные и требования с точки зрения физических явлений, законов и процессов, которые рассматриваются;.

3) не умеют применять приобретенные теоретические знания в конкретных ситуациях;.

4) недостаточно хорошо владеют методами, приемами, алгоритмами решения физических задач;.

5) не обращают внимания на размерность входящих в формулу физических величин;.

6) не анализируют имеющиеся в задачах графики, схемы, рисунки;.

Так, например, для нахождения искомой величины (максимальное отклонение светильника с котом от положения равновесия в горизонтальном направлении) достаточно сделать схематический рисунок, отображающий описанную в задаче ситуацию, составить для данного движения кинематические уравнения и правильно записать ЗСИ и ЗСЭ (см. задание В4).

В4. Находящийся на шкафу кот массой m1 = 3,0 кг запрыгивает на светильник, расположенный на расстоянии L = 100 см от шкафа (см. рис.). Начальная скорость кота направлена горизонтально. Светильник массой m2 = 2,0 кг подвешен на невесомом нерастяжимом шнуре на расстоянии H1 = 140 см от потолка. Расстояние от потолка до шкафа равно H2 = 95 см. Если пренебречь размерами кота и светильника, то максимальное отклонение светильника с котом от положения равновесия в горизонтальном направлении будет равно … см.

Примечание.

Колебания светильника с котом нельзя считать гармоническими.

Далее, абитуриентам необходимо решить полученную систему уравнений относительно искомой величины, т. е. получить расчетную формулу, подставить в нее числовые значения физических величин и провести вычисления.

6) не умеют применять программный материал в незнакомой ситуации и решать задачи, отличающиеся от стандартных.

ХИМИЯ.

Значительная часть тестируемых не в полной мере владеет навыками работы со справочными материалами, которые прилагаются к тесту, что является препятствием для выполнения многих заданий. Например:

Справочный материал: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

А2. Атом содержит 37 протонов. Число энергетических уровней, на которых расположены электроны в данном атоме в основном состоянии, равно:

1) 1;.

2) 2;.

3) 3;.

4) 4;.

5) 5.

Справочный материал: таблица растворимости солей, кислот и оснований.

А11. Бескислородная кислота образуется в результате химического превращения (электролиты взяты в виде разбавленных водных растворов):

1) NO + H2O →;.

2) NO2 + H2O + O2.

→;.

3) K2CO3 + HNO3.

→;.

4) CaI2 + H2SO4.

→;.

5) ZnSO4 + HBr →.

Справочный материал: ряд активности металлов.

А19. В каждый из пяти стаканов, наполненных разбавленными водными растворами, поместили по медной монете. Масса монеты увеличилась в стакане с раствором:

1).

2).

3).

4).

5).

Pb (NO3)2;.

FeBr2;.

НgCl2;.

CoSO4;.

CdI2.

Абитуриентами недостаточно освоены знания по практическому применению веществ в условиях лаборатории.

Поскольку знания сформированы путем механического запоминания, а не в процессе экспериментальной деятельности, показатели выполнения подобных заданий вне зависимости от их уровня сложности, невысокие. Например:

А10. При добавлении металла в водный раствор лакмуса окраска раствора изменилась. Химический символ металла:

1) Fe;.

2) Mg;.

3) Zn;.

4) Al;.

5) Na.

А18. Стакан заполнили газом, полученным в приборе (см. рисунок), и внесли в стакан лучинку. Укажите, что происходит с лучинкой при этом:

1) горящая лучинка гаснет;.

2) тлеющая лучинка разгорается с появлением запаха;.

3) пламя горящей лучинки становится голубым;.

4) тлеющая лучинка вспыхивает с глухим хлопком;.

5) зажженная лучинка продолжает гореть.

Несформированность.

умения практического применения химических веществ в быту и окружающей жизни.

не позволяет тестируемым выполнить задания, имеющие прикладной характер. Например:

А17. В свежеоштукатуренных зданиях гашеная известь в реакции с углекислым газом превращается в:

1) СаСО3;.

2) Са (НСО3)2;.

3) MgСО3;.

4) K2CO3.

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ.

Недостаточный уровень освоения исторической терминологии и умения ее правильно употреблять не позволяет абитуриентам качественно выполнять некоторые задания. Например, тестируемые совершают так называемую ошибку ассоциации: волок (сухопутный торговый путь, соединявший две реки) и волока (мера площади и единица обложения повинностям и в ВКЛ). Большое количество ошибок связано с заданиями на проверку чтения и понимания легенды исторической карты, а также умения использовать фрагменты исторических документов для получения необходимой информации. Орфографические ошибки в записи ответа (задания части В) также снижают результативность выполнения теста.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ).

Проанализировав ответы тестируемых по всемирной истории, специалисты пришли к выводу, что недостаточный уровень усвоения исторических терминов и понятий не позволяет написать тест на высший балл. Также у ребят возникают сложности при определении местоположения исторических объектов на карте. Эксперты отмечают фрагментарные поверхностные знания по определенным темам — чаще всего это темы Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI веков, Наука и культура в СССР и Российской Федерации, Международные отношения во второй половине XX — начале XXI веков. Некоторые абитуриенты не умеют анализировать и синтезировать исторический материал, применять знания в нестандартной ситуации, а также просто невнимательны при выполнении заданий.

ГЕОГРАФИЯ.

Анализ выполнения тестовых заданий ЦТ по географии показывает, что бо́льшая часть типичных ошибок, допущенных абитуриентами, связана с низким уровнем умения работать с картографическим материалом. Отсутствие представления о местоположении географического объекта не позволяет им усвоить его комплексную характеристику, выделить характерные черты и особенности. К слову, в перечне Географическая номенклатура из программы вступительных испытаний указаны географические объекты, местоположение которых необходимо знать абитуриентам. Результат выполнения ряда заданий, которые направлены на проверку знания этих объектов, подтверждает, что при подготовке к экзамену большинство экзаменуемых географические атласы не используют. Как следствие, испытывают затруднения при выполнении заданий с картой, на которой отмечен какой-либо географический объект, и по условию задания необходимо выбрать соответствующую ему характеристику или просто установить отмеченный объект (с вариантами ответов или без них).

Так, например, согласно указанному перечню, абитуриенту, изучившему курс Географии Беларуси, необходимо знать местоположение 12 рек страны (см. задание А33 теста).

Задание ЦТ-2020.

Частота выбора вариантов ответа, %

А33. На карте Беларуси отмечена река:

1) Щара;.

2) Птичь;.

3) Неман (Нямунас);.

4) Вилия (Нярис);.

5) Западная Двина (Даугава).

1) 6,34;.

2) 8,78;.

3) 12,20;.

4) 50,24;.

5) 24,88.

Анализ выбора вариантов ответов (А33) подтверждает, что около половины тестируемых не знали о местоположении рек Беларуси, указанных в задании.

Следовательно, если не знать, о каком географическом объекте идет речь, можно ли ответить на последующие вопросы относительно его характеристики?

 

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ.

Анализ выполнения абитуриентами тестовых заданий позволяет выделить разделы программы вступительных испытаний и темы, вызывающие наибольшие затруднения на вступительных испытаниях.

Итак:

Раздел 1. Человек. Общество. Культура.

Современные цивилизации и перспективы их развития — теории О. Шпенглера,

П. А. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона.

Темперамент, его роль в жизни человека (типичная ошибка: тестируемые путают типы темперамента и характера).

Раздел 2. Социальная сфера.

Социализация личности — ключевые понятия раздела.

Раздел 3. Духовная сфера.

Нравственный поступок и его мотивы. Структура нравственного поступка.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основные проблемы философии.

Раздел 4. Экономическая сфера.

Собственность и ее формы (типичная ошибка: тестируемые не различают государственную, кооперативную и коллективную собственность).

Персоналии.

Раздел 5. Политическая сфера.

Суть и противоречивый характер процесса глобализации.

Основные признаки демократического устройства государства.

Раздел 6. Право.

Конституция и ее место в национально-правовой системе — стабильность Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения; содержание основных разделов Конституции Республики Беларусь.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений (типичная ошибка: тестируемые путают понятия гражданской правоспособности и дееспособности).

свернуть

Практические советы при подготовке к экзаменам

ПАМЯТКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

 

1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и кратко запишите все, что знаете по этому вопросу, а затем проверьте себя по учебнику.

2. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рассказывайте маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответы на магнитофон, а потом прослушать себя как бы со стороны.

3. Не старайтесь выучить весь учебник наизусть. Помните: ваша задача - не запомнить, а понять. Концентрируйте внимание на основных, главных мыслях. Хорошо выучите план ответа на вопрос.

4. Сосредоточтесь на конкретных задачах - подумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляйте план ответа на каждый вопрос, причем каждый день на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели как бы материальное выражение своего труда.

5. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене.

6. За несколько дней до экзамена обязательно "проиграйте" мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, ситуацию, комиссию, свой ответ. Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания.

                                             

Как вести себя во время экзамена

1. Взяв билет, продумайте план ответа. Начинайте готовиться выполнять то задание, которое (пусть совсем ненамного) для вас легче.

2. На устном экзамене постарайтесь закончить подготовку на одну-две минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В эти две минуты повторите план ответа и ход выполнения практического ответа.

3. Сформулируйте цель ответа. Не оценку, которую вы рассчитываете (или боитесь) получить, а то, о чем вы должны рассказать.

4. Отвечая, обязательно пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.

5. Во время ответа примите позу уверенного человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом.

 

Что делать, если вдруг...

... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили - переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.

... вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать.

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.

... вам задают дополнительный вопрос.

Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

... вы ошиблись.

Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же неуверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.

 

Как питаться во время экзаменов?

 

Учеба составляет большую часть нашей жизни. Некоторые учатся больше, некоторые меньше, но вот экзамены сдают все. Как же сдать удачно экзамен. Во-первых, надо всегда учить, а не только перед экзаменами. Во вторых надо отдыхать сколько нужно, выспаться. И в-третьих, надо хорошо питаться. Особенно это актуально для весны, когда организм истощен.

 Перед экзаменами организм находиться еще и в состоянии стресса, что тоже неблагоприятно влияет на организм. В этот ответственный период особенно важно обеспечить рациональное питание, способствующее высокому уровню работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов.

         Все, что мы едим, влияет на работу нашего мозга. Белки и витамины стимулируют мозговую деятельность. Углеводы оказывают успокоительное действие. Бананы и шоколад улучшают настроение и способствуют образованию эндорфинов. Инжир, тмин, креветки, орехи, способны повысить концентрацию внимания, а морковь, ананасы и авокадо, укрепляют память.

 При умственном труде рацион должен быть полноценным, но и умеренным одновременно, так чтобы это не повлияло на массу тело. Правда, считается, что хороший способ отдохнуть умственно, это напрягаться физически. Еще, не стоит увлекаться мучными изделиями и сдобой, так как от них больше вреда, чем пользы, можно, но немного. Особенно полезно в период экзаменов кушать: сыр, куриное мясо, телятину, индейку, сельдь, лосось, треску. Обязательно надо включить в рацион кисло-молочные продукты, так как: кефир, йогурт, простоквашу, бифидок.

 Богатым источником витаминов и микроэлементов являются овощи и фрукты. Но в стрессовых ситуациях организм использует много витаминов, так что иногда даже требуются курс витаминов приобретенных в аптеке.

Предпочтительнее их сочетания с минералами. Жиры тоже необходимы для нормальной жизнедеятельности. Они содержат жирорастворимые витамины: А, Д, Е, К, и другие активные вещества. Растительные масла улучшают холестериновый обмен. А вот бараний, свиной и говяжий сыр, желательно не употреблять, так как они «засоряют» сосуды и ухудшают память.

свернуть

Как написать изложение

 

1.  Как слушать текст первый раз?

  • во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
  • во время чтения текста ничего не писать;
  • определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии  с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы  понять, зачем написан текст;
  • мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).

2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?

  • первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:

                                               Опорное слово

                                               Опорное слово

                                               Опорное слово;

  • придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
  • схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого  варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая  ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.

3.  Как слушать текст во  второй раз?

  • На этом этапе необходимо конкретизировать  первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части  с опорными словами  по смыслу для создания текста, разграничивая  их  и имея в виду  отдельные абзацы в будущем тексте;
  • далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления  и соотнести ее со своей схемой
  • необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую  сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости  свои слова на уровне авторского замысла.

4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:

  • проверить  соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
  • соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
  • сделать окончательные  исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
  • проверить черновик не менее двух раз.

5. Написать чистовик изложения  и вновь проверить не менее  двух раз.

свернуть

Программа подготовки к ЦТ по английскому языку

Программа подготовки к ЦТ по английскому языку

 

1.Входная диагностика. Обратиться к варианту РТ, предоставленного РИКЗ. Обязательно познакомьтесь с ответами.

2.Спецификация ЦТ. Ознакомиться со спецификацией ЦТ на сайте РИКЗ.

3.Специфика ЦТ. Посмотреть сборники ЦТ за прошлые годы.

4.Бланки и правила заполнения. Ознакомиться в книге или на сайте РИКЗа.

  1. Словарный запас. Для успешной сдачи тестирования необходимо владеть лексикой уровня B2 или хотя бы B1+. Для достижения поставленной цели обратиться к следующей последовательности книг: destination B1, destination B2, FCE Use of English Harrison. Предлагаемые книги содержат не только качественный и последовательно прорабатываемый материал, но и по их мотивам разработано достаточное количество дополнительных материалов. В случае необходимости можно обратиться к серии Vocabulary in Use. К каждому учебнику данной серии есть и сборник тестовых заданий. По мере успешного усвоения лексики (завершенный destination B1) можно переходить и к грамматике — Round Up 6 + Grammarway 4.
  2. Специфические темы для ЦТ. К темам, где придется копать много стоит отнести следующие: предлоги, фразовые глаголы, словообразование и словоупотребление. Самый полный список фразовых глаголов можно найти в Round Up 6, а предлоги и словообразование стоит смотреть по FCE Use of English V Evans
  3. Работа с тестами для ЦТ. Самый главный и важный этап - это работа с тестами ЦТ. Познакомьтесь со всеми предлогами и фразовыми глаголами за историю тестирования по английскому языку. Выучите то, из чего состояло слово-образование. Постарайтесь найти аналитические выпуски из серии анализ ошибок.
  4. Участие в РТ. Не пропускайте репетиционные тестирования по вашему предмету. ЦТ - это не только знания, но и способность их применить.

 

Подготовила Ермолаева Т.А.

 

 

 

свернуть