«Внедрение модели тьюторского сопровожденияисследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»
Сроки реализации: 2017 – 2020
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Отчет по итогам
- Общие сведения
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка»
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»
Сроки реализации: 2017 ‒ 2020 годы
Руководитель инновационного проекта: директор школы Шухлев К.В.
Консультант инновационного проекта: Семёнова Наталия Акимовна,
методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования»
Количество участников инновационной деятельности: 24 учащихся- тьюторанта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), 8 педагогов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Состав участников: администрация, учителя с тьюторской позицией, 2 педагога-психолога, учащиеся 1-11 классов, преподаватели учреждений среднего и высшего образования – тьюторы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
- Введение
Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования способствует формированию культуры исследовательской деятельности у выпускника и, тем самым, повышает его успешность в самоопределении и профессиональном становлении.
Цель инновационной деятельности педагогического коллектива при реализации проекта: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.
Были определены следующие задачи инновационной деятельности:
- Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством создания и организации работы тьюторского клуба.
- Обеспечить психолого-педагогические и материально-технические условия для проведения исследовательской деятельности учащимися.
- Разработать индивидуальные программы исследовательской деятельности учащихся и обеспечить тьюторское сопровождение их реализации.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
- Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.
- Система управления реализацией инновационного проекта
в учреждении образования
В качестве концептуальной основы тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся выдвигается идея организации процесса, обеспечивающего эффективные условия для реальной индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельной, творческой, инициативной, ответственной личности, ее успешной социализации в рамках учреждения образования и тем самым, в создании открытого образовательного пространства.
Главным условием эффективной реализации проекта является наличие системы эффективной управленческой деятельности при осуществлении инновационного проекта.
Управление инновационной деятельностью базировалось на следующих подходах:
- системном – разрабатывалось целостное видение и детализация каждого из направлений деятельности в их органической взаимосвязи;
- проблемно-деятельностном – решались актуальные проблемы в организации образовательной деятельности в УО через конкретные мероприятия;
- ситуационном – применялись различные методы управления, выбор которых определялся конкретной ситуацией;
- количественном – использовались количественные оценки при помощи математических, статистических расчетов;
- административном - функции, права, обязанности, элементы системы управления регламентировались в нормативных актах;
- динамическом – управление инновационной деятельностью рассматривалось в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности.
Стратегия и тактика реализации проекта неразрывно связаны с Программой развития учреждения образования. Для согласованности действий членов педагогического коллектива мероприятия по реализации инновационного проекта не только включены в план методической работы на 2017/2020 год как его органическая часть, но и разработанной сквозной системой охватывает урочную деятельность, систему дополнительного образования в школе.
Эффективное управление, организованное на основе сложившегося в школе демократичного стиля управления, с учетом выше описанных нововведений, способствовало повышению творческой активности, поддержанию благоприятного психологического климата внутри коллектива.
С цель успешной реализации инновационного проекта участникам инновационной деятельности делегированы полномочия по привлечению педагогов к тьюторскому сопровождению учащихся в смежных предметных областях и таким образом весь педагогический коллектив включен в процесс поиска путей решения поставленных задач. Это позволяет педагогам приобрести опыт педагогической деятельности с учащимися в определении содержания работы, в поиске эффективных форм, методов и приёмов по его реализации, повысить уровень аналитической и исследовательской культуры.
С целью выявления мотивов инновационной деятельности педагогов проведена диагностика.
Анализ данных позволяет констатировать, что главное место занимают профессиональные мотивы. Для всех педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, характерны: высокий уровень восприимчивости инновационной работы, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании новых образовательных продуктов, отражающих видение эффективных педагогических процессов.
О повышении исследовательской компетентности свидетельствуют результаты диагностики исследовательской компетентности педагогов.
Это обусловлено тем, что с целью развития исследовательской компетентности и аналитической культуры педагоги они были включены в повышение квалификации через разнообразные формы работы внешнего и внутреннего консалтинга.
Итоги диагностики доводились до педагогов в процессе индивидуальных собеседований с психологом, заместителем директора по учебно-методической работе; анализ результатов диагностики заслушивался во время проведения проблемных семинаров, консилиумов.
Анализ анкетирования, собеседования, практические формы (открытые уроки, семинары и т.д.) показывают, что в течении трех лет совершенствуется мотивационно-целевая, теоретико-содержательная и организационно-деятельностная составляющие исследовательской компетентности педагогов. Педагоги школы имеют положительный опыт работы и достаточно высокий профессиональный уровень, обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной сфере, проявляют ярко выраженную потребность в постоянном профессиональном совершенствовании.
На протяжении трех лет был организован психолого-педагогический мониторинг не только состояния здоровья, но и психического развития учащихся, их умений учиться и навыков мыслительной деятельности.
В марте 2020 года проводилось анкетирование учащихся и родителей (в анкетировании приняли участие 24 учащихся-тьюторанта разного возраста и их родители).
Анализ анкетирования показывает, что и родители, и тьюторанты оценивают положительно роль тьюторского сопровождения. Интересен факт, что более 50 % родителей считают, что тьюторского сопровождение деятельности учащихся положительно влияет на учёбу детей, решая своевременно проблемы учёбы. Здесь следует заметить, что в результате сотрудничества с тьютором у учащихся повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, что положительно влияет на качество знаний.
Анализ анкетирования показывает, что для большинства учащихся деятельность в режиме сотрудничества с учителем, выполнявшим роль наставника, тьютора показалась интересной – ребята активно участвовали в мероприятиях, высказывали своё мнение, к которому прислушивались, получили полезные сведения и навыки.
Проанализировав тьюторское сопровождение исследовательской деятельности за весь период инновационной работы можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы решены частично, что обусловлено индивидуальными психофизиологическими особенностями ребёнка. Наиболее проблемными являются направления работы по этике отношений и осознанию себя и смысла учёбы. Мы не завершаем нашу работу с тьюторантами, мы идем дальше, выстраивая вектор наших образовательных маршрутов на решение данных проблем.
Таким образом, проанализировав результаты работы психологического сопровождения в рамках инновационной деятельности можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик–родители–педагог» невозможна и малоэффективна.
- Эффективность условий реализации инновационного проекта
В ходе реализации инновационного проекта была обновлена учебно-методическая база предметных кабинетов, что позволило им стать своего рода предметным лабораториям и создать насыщенную образовательную среду для работы с тьюторантами, решать вопросы успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Благодаря этому мы смогли наработать методическую базу, ставшую своеобразным ресурсом в работе по развитию исследовательских компетенций как учащихся, так и учителей.
Реализация инновационного проекта позволила нам убедиться в том, что от личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. Лишь постоянная работа над собственной личностью, непрерывное развитие, самообразование, самосовершенствование и самоконтроль позволяют мне увлечь за собой учеников, стать в их сознании образцом для подражания, что является необходимым условием успешного сотрудничества в процессе познания мира, общества и самого себя.
Методическая работа в учреждении образования направлена на расширение практического опыта учителей в различных областях, овладение ими новыми и совершенствование базовых компетенций. Единая методическая тема «Освоение компетентностного подхода к образованию как основной способ совершенствования качества образования – роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса» позволяет наиболее эффективно влиять на развитие различных форм самообразования, носит циклический характер, охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность педагога (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Работая над единой методической темой, создаются консультационные группы учителей, успешно реализующие себя в сфере определённых компетенций. Такая система образования педагогов («равный обучает равного») способствует повышению уровня профессионализма без перегрузки и заорганизованности. Формирование группы учителей-тьюторов, готовых поделиться своим опытом по различным вопросам – одно из новых направлений развития методической работы в нашей школе. В учреждении достаточно опытных, энергичных и постоянно развивающихся педагогов, умеющих передать свой опыт и знания другим. Так, в ходе ежегодных обучающих семинаров учитель белорусского языка и литературы Тарасевич Т.В. делится своим опытом организации исследовательской работы по предметам гуманитарного цикла с учащимися, а учитель географии Ракитенок Л.Н. – по предметам естественно-научного цикла. Шестерень Н.Р., учитель химии, являясь руководителем районного школы молодого учителя химии и биологи, обучает коллег приёмам организации проектной и экспериментальной деятельности как на уроках и факультативах, так и через организацию работы клуба «Фитилек». Учитель информатики Тихомирова А.С. систематически организует обучающие занятия с педагогами учреждения по освоению ими различных электронных ресурсов и программ, помогающим делать обучение более эффективным. Такой подход к организации методической работы позволяет системно формировать профессиональные компетенции педагогов учреждения образования в рамках создания единого информационного и методического пространства.
- Выполнение программы и плана реализации
инновационного проекта
Концептуальные положения определили целевые, содержательные и процессуальные компоненты в организации исследований педагогами в рамках реализации инновационного проекта.
В рамках реализации инновационного проекта педагогами – участниками инновациноной деятельноости были пройдены тематические курсы по формированию исследовательских и проектных компетенций, проводились исследования по определенным темам (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), в результате которых поизошло обогащение образовательных практик педагогов, значительный прирост метапредметными компетенциями.
В рамках заявленных тем, педагогами велась системная работа по разработке и отбору заданий. Накапливался материал, который систематизирован и оформлен в виде методических копилок с рекомендациями по их применению. Кроме этого, ведущим направление в работе учителей с тьюторской позицией оставалось индивидуальное сопровождение учащихся, которые вовлечены в исследовательскую или проектную деятельность. В течении трех лет были разработаны и реализованы индивидуальные образовательные программы, которые корректировались в зависимости от запросов тьюторантов. Каждым из педагогов проявлено творчество и профессионализм при выборе формы написания данной программы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Продолжалась работа по составлению портфолио учащихся, чьё педагогическое сопровождение было организовано в рамках реализации проекта (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Таким образом, в коллективе средней школы №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка работают педагоги, обладающие высоким уровнем социально-личностных, проектных и профессиональных компетенций, которые позволят найти наилучшие решения инновационного характера, воплотить свои замыслы в инновационный проект и реализовать его. Понимание тенденций развития современной экономической и социально-культурной ситуации, в том числе необходимости конкурентноспособности учреждения в условиях оптимизации структуры, актуализируют необходимость включения учреждения в инновационный процесс, который позволит реализовать модель тьюторского сопровождения проектной исследовательской деятельности учащихся.
- Результаты инновационной деятельности, демонстрация и трансляция инновационного опыта.
Одним из выбранных направлений работы на период инновации было создание тьюторского клуба, однако, так как в учреждении образования на момент вхождения в инновационную деятельность с 2007 года уже работало научное общество учащихся «Пытливые умы», мы посчитали целесообразным сохранить его деятельность. С целью привлечения младших школьников к проектной и поисковой деятельности с 2008 года создана Малая Академия наук, объединяющая учащихся 2-4 классов.
Нами наработан положительный опыт организации работы с учащимися научного общества школы и учащимися-тьюторантами в профильном отряде «Пытливые умы» летнего школьного оздоровительного лагеря. Летний школьный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени учащихся, с другой - пространством для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. В этот отряд зачисляются высокомотивированные учащиеся: победители предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это стало возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Перед педагогами ставится задача, подобрать такие задания и формы работы, чтобы вызывали у ребят повышенный интерес к обучению, учитывая, что за плечами долгий и тяжелый учебный год. При планировании работы отряда, ребятам предоставляется возможность в определении содержания их отдыха. Самосоставление пунктов плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный отряд создаёт все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении.
В ходе реализации модели тьюторского сопровождения мы вырастили нового учащегося - не только педагог, но и учащийся становится тьютором для школьник, младших его по возрасту. А далее родилась идея новое направления работы отряда - развитие идеи образовательного путешествия, когда экскурсия или поход превращаются в увлекательное исследование для всех участников этого путешествия.
В настоящее время предоставление учащемуся различных образовательных траекторий, получение опыта самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности осуществляется посредством создания индивидуальных образовательных программ и их тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение помогает ориентироваться в открытом образовательном пространстве и предоставляет возможность профессионального самоопределения. В первую очередь тьюторское сопровождение реализуется посредством создания тьюторского клуба как открытой образовательной среды. Поэтому вся основная работа проходила через организацию работы тьюторского клуба.
Тьюторский клуб «СНОП» (союз неравнодушных, открытых поиску) – это добровольное творческое объединение школьников (тьюторантов), педагогов с тьюторской позицией, а также преподавателей учреждений среднего и высшего образования. Было разработано положение о тьюторском клубе (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) и его эмблема. Определены должностные обязанности тьютора и примерная циклограмма работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Здесь учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, приобретают навыки экспериментальной, научно-исследовательской работы, проектной деятельности под руководством тьютора, занимаются самообразованием, выстраивают свой индивидуальный маршрут.
Членами клуба стали:
учащиеся, а в последующем тьютеранты, которые на протяжении нескольких лет занимались поисково-исследовательской деятельностью, проводили самостоятельные исследования, активно участвовали в реализации коллективных проектов (3 ступень);
учащиеся, изъявившие желание самостоятельно изучать тот или иной предмет, самостоятельно находить ответы на поставленные ими же вопросы,
учащиеся начальной школы (1 ступень), выявленные педагогом-психологом;
учителя-предметники с тьюторской позицией;
тьютеры - преподаватели средних и высших учебных заведений.
Целью тьюторского клуба «СНОП» стало воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
Были поставлены следующие задачи работы клуба «СНОП»:
- формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранному профессиональному направлению, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, проектной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, показывать методику обработки полученных данных и анализ результатов, составление и оформление отчета, доклада о результатах научно-исследовательских работ, проектного обучения;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, своего продукта;
- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов клуба на основе устного соглашения с различными учреждениями (средние и высшие учебные заведения, библиотека, представители предприятий города) по использованию их материально-технической базы.
В содержании деятельности клуба были сформированы следующие направления работы:
- организация членами клуба «СНОП» фестивалей по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства («День земли», «Час кода», «Крышечки в обмен на жизнь», Акция «Память» и т.д.);
- проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы;
- организация и проведение интеллектуальных соревнований, научно-практических конференций «Моё первое открытие» (2-4 классы) и «Шаг в будущее» (5-11 классы);
- проведение индивидуальных консультаций для учащихся 1 и 2 ступени обучения учащимися-тьюторами 10-11 классов;
- участие в предметных неделях с информационными сообщениями, занимательными практикумами;
- участие в разнообразных конкурсах и конференция (ПРИЛОЖЕНИЕ 10);
- создание роликов по темам исследования в школьном медиацентре;
- организация акций в рамках своих тем исследования;
- проведение игр и квестов с учащимися 1 ступени обучения в рамках популяризации итогов своих исследовательских проектов;
- организация образовательных путешествий в учебные заведения региона;
- издание сборников работ, статьи в школьной газете «Планета миров», отражение отдельных мероприятий на сайте школы и в сети Инстаграмм на странице учебного заведения и т.д.
Так же следует отметить, что на базе ГУО «Средняя школа №18 им. Евфросинии Полоцкой г.Полоцка» в 2018 году открыты филиалы кафедры технологии и методики преподавания и кафедры мировой литературы и иностранных языков УО «Полоцкий государственный университет», в чем мы видим новый ресурс для повышения качества метапредметных умений, совершенствования и развития сотрудничества с преподавателями высших учебных заведений. В 2018 году учреждением образования заключен договор о сотрудничестве с Полоцким колледжем УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». С 2018 года школа стала площадкой для сотрудничества с УО ПГУ в рамках проекта программы ГОРИЗОНТ-2020 «Разработка научно-методического обеспечения для стимулирования интереса учащейся молодежи к изучению точных наук для получения технического образования и приобщения к инновационно-научной деятельности».
Важным результатом реализации проекта является формирование и пропагада опыта работы педагогов и учреждения образования в целом. Осуществление исследовательской деятельности педагогами в ходе реализации инновационного проекта позволило повысить исследовательскую и инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта, который презентовался на различных мероприятиях (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). Наши наработки вылились в опыт, который был представлен в сборниках: по итогам школьного фестиваля педагогического мастерства «АУРА», областной научно-практической конференции «Инновационная деятельность учреждения образования: опыт и перспективы», республиканской конференции «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике» (2018г., 2019г.), Международных педагогических чтениях «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы». Благодаря этому опыту педагоги результативно участвовали в конкурсах педагогического мастерства разного уровня (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
Разработанные в ходе реализации проекта управленческие механизмы были представлены в ходе проведенного на базе школы заседания районного методического объединения заместителей директоров по учебно-методической работе «Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования: от теории к практике».
- Заключение
Анализ выполнения программы и плана реализации инновационного проекта в государственном учреждении образования «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» свидетельствует об эффективности проделанной работы. Соотнесение результатов инновационной деятельности на подготовительном этапе и конструктивном этапе с заявленными в проекте критериями, показателями и ожидаемыми результатами показывает, что в учреждении образования:
- создана и успешно функционирует модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ 13), которая включает в себя организацию работы научного общества школьников 5-11 классов «Пытливые умы», Малой Академии наук для учащихся 1-4 классов, профильного отряда летнего оздоровительного лагеря «Пытливые умы», образовательных путешествий;
- созданы необходимые и достаточные условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства школы и социума ценностно-смысловых компетенций;
- определена стратегия внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования на основе единства обучения, внеклассной и внешкольной деятельности: в организации процесса обучения через интеграцию вопросов формирования исследовательской культуры в содержание учебных предметов, использование межпредметных связей, инновационных и активных форм обучения; в организации внеклассной работы – через проведение конференций и участие в районных, областных и республиканских проектах;
- организована систематическая работа по повышению исследовательской и проектной компетентности педагогов;
- пополнена база методического кабинета материалами педагогической и управленческой деятельности по организации работы тьюторского клуба «СНОП»;
- имеет место положительная динамика творческих достижений педагогов и учащихся в конкурсах;
- увеличивается количество учителей и учащихся, заинтересованных участием в исследовательской и проектной деятельности.
Реализация модели в образовательной среде способствует:
-сохранению психофизического здоровья учащихся;
-сохранению стойкой учебной мотивации; формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранному профессиональному направлению, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, проектной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, показывать методику обработки полученных данных и анализ результатов, составление и оформление отчета, доклада о результатах научно-исследовательских работ, проектного обучения;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, своего продукта;
- проявлению у учащихся – членов клуба осознанного определения жизненных перспектив, выборе будущей профессии, способности ставить и достигать поставленные цели.
Учитывая положительную динамику результатов деятельности инновационной команды, рост заинтересованности педагогов, учащихся, родительской общественности во внедрении данной образовательной модели, ее эффективность и положительное влияние на образовательную практику, считаем возможным рекомендовать ее для внедрения в других учреждениях образования.