Яндекс.Метрика

1.Инновационный проект "Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования"

 

«Внедрение модели тьюторского сопровожденияисследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»

Сроки реализации: 2017 – 2020

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА  РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 

 

Отчет по итогам 

  1. Общие сведения

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка»

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»

Сроки реализации: 2017 ‒ 2020 годы

  Руководитель инновационного проекта: директор школы Шухлев К.В.

 Консультант инновационного проекта: Семёнова Наталия Акимовна,

методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования»

 Количество участников инновационной деятельности: 24 учащихся- тьюторанта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), 8 педагогов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Состав участников: администрация, учителя с тьюторской позицией, 2 педагога-психолога, учащиеся 1-11 классов, преподаватели учреждений среднего и высшего образования – тьюторы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

 

  1. Введение

Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования способствует формированию культуры исследовательской деятельности у выпускника и, тем самым, повышает его успешность в самоопределении и профессиональном становлении.

Цель инновационной деятельности педагогического коллектива при реализации проекта: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.

Были определены следующие задачи инновационной деятельности:

  1. Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством создания и организации работы тьюторского клуба.
  2. Обеспечить психолого-педагогические и материально-технические условия для проведения исследовательской деятельности учащимися.
  3. Разработать индивидуальные программы исследовательской деятельности учащихся и обеспечить тьюторское сопровождение их реализации.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
  5. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.

 

  1. Система управления реализацией инновационного проекта

в учреждении образования

В качестве концептуальной основы тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся выдвигается идея организации процесса, обеспечивающего эффективные условия для реальной индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельной, творческой, инициативной, ответственной личности, ее успешной социализации в рамках учреждения образования и тем самым, в создании открытого образовательного пространства.

Главным условием эффективной реализации проекта является наличие системы эффективной управленческой деятельности при осуществлении инновационного проекта.

Управление инновационной деятельностью базировалось на следующих подходах:

-  системном – разрабатывалось целостное видение и детализация каждого из направлений деятельности в их органической взаимосвязи;

- проблемно-деятельностном – решались актуальные проблемы в организации образовательной деятельности в УО через конкретные мероприятия;

- ситуационном – применялись различные методы управления, выбор которых определялся конкретной ситуацией;

- количественном – использовались количественные оценки при помощи математических, статистических расчетов;

- административном - функции, права, обязанности, элементы системы управления регламентировались в нормативных актах;

- динамическом – управление инновационной деятельностью рассматривалось в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности.

Стратегия и тактика реализации проекта неразрывно связаны с Программой развития учреждения образования. Для согласованности действий членов педагогического коллектива мероприятия по реализации инновационного проекта не только включены в план методической работы на 2017/2020 год как его органическая часть, но и разработанной сквозной системой охватывает урочную деятельность, систему дополнительного образования в школе.

Эффективное управление, организованное на основе сложившегося в школе демократичного стиля управления, с учетом выше описанных нововведений, способствовало повышению творческой активности, поддержанию благоприятного психологического климата внутри коллектива.

С цель успешной реализации инновационного проекта участникам инновационной деятельности делегированы полномочия по привлечению педагогов к тьюторскому сопровождению учащихся в смежных предметных областях и таким образом весь педагогический коллектив включен в процесс поиска путей решения поставленных задач. Это позволяет педагогам приобрести опыт педагогической деятельности с учащимися в определении содержания работы, в поиске эффективных форм, методов и приёмов по его реализации, повысить уровень аналитической и исследовательской культуры.

    С целью выявления мотивов инновационной деятельности педагогов проведена диагностика.

  Анализ данных позволяет констатировать, что главное место занимают профессиональные мотивы. Для всех педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, характерны: высокий уровень восприимчивости инновационной работы, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании новых образовательных продуктов, отражающих видение эффективных педагогических процессов.

О повышении исследовательской компетентности свидетельствуют результаты диагностики исследовательской компетентности педагогов.

Это обусловлено тем, что с целью развития исследовательской компетентности и аналитической культуры педагоги они были включены в повышение квалификации через разнообразные формы работы внешнего и внутреннего консалтинга.

Итоги диагностики доводились до педагогов в процессе индивидуальных собеседований с психологом, заместителем директора по учебно-методической работе; анализ результатов диагностики заслушивался во время проведения проблемных семинаров, консилиумов.

 Анализ анкетирования, собеседования, практические формы (открытые уроки, семинары и т.д.) показывают, что в течении трех лет совершенствуется мотивационно-целевая, теоретико-содержательная и организационно-деятельностная составляющие исследовательской компетентности педагогов. Педагоги школы имеют положительный опыт работы и достаточно высокий профессиональный уровень, обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения проблем в образовательной сфере, проявляют ярко выраженную потребность в постоянном профессиональном совершенствовании.

На протяжении трех лет был организован психолого-педагогический мониторинг не только состояния здоровья, но и психического развития учащихся, их умений учиться и навыков мыслительной деятельности.

В марте 2020 года проводилось анкетирование учащихся и родителей (в анкетировании приняли участие 24 учащихся-тьюторанта разного возраста и их родители).

Анализ анкетирования показывает, что и родители, и тьюторанты оценивают положительно роль тьюторского сопровождения. Интересен факт, что более 50 % родителей считают, что тьюторского сопровождение деятельности учащихся положительно влияет на учёбу детей, решая своевременно проблемы учёбы. Здесь следует заметить, что в результате сотрудничества с тьютором у учащихся повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, что положительно влияет на качество знаний.

Анализ анкетирования показывает, что для большинства учащихся деятельность в режиме сотрудничества с учителем, выполнявшим роль наставника, тьютора показалась интересной – ребята активно участвовали в мероприятиях, высказывали своё мнение, к которому прислушивались, получили полезные сведения и навыки.

Проанализировав тьюторское сопровождение исследовательской деятельности за весь период инновационной работы можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы решены частично, что обусловлено индивидуальными психофизиологическими особенностями ребёнка.  Наиболее проблемными являются направления работы по этике отношений и осознанию себя и смысла учёбы. Мы не завершаем нашу работу с тьюторантами, мы идем дальше, выстраивая вектор наших образовательных маршрутов на решение данных проблем.

Таким образом, проанализировав результаты работы психологического сопровождения в рамках инновационной деятельности можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик–родители–педагог» невозможна и малоэффективна.

 

  1. Эффективность условий реализации инновационного проекта

В ходе реализации инновационного проекта была обновлена учебно-методическая база предметных кабинетов, что позволило им стать своего рода предметным лабораториям и создать насыщенную образовательную среду для работы с тьюторантами, решать вопросы  успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Благодаря этому мы смогли наработать методическую базу, ставшую своеобразным ресурсом в работе по развитию исследовательских компетенций как учащихся, так и учителей.

 Реализация инновационного проекта позволила нам убедиться в том, что от личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. Лишь постоянная работа над собственной личностью, непрерывное развитие, самообразование, самосовершенствование и самоконтроль позволяют мне увлечь за собой учеников, стать в их сознании образцом для подражания, что является необходимым условием успешного сотрудничества в процессе познания мира, общества и самого себя.

 Методическая работа в учреждении образования направлена на расширение практического опыта учителей в различных областях, овладение ими новыми и совершенствование базовых компетенций. Единая методическая тема «Освоение компетентностного подхода к образованию как основной способ совершенствования качества образования – роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса» позволяет наиболее эффективно влиять на развитие различных форм самообразования, носит циклический характер, охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность педагога (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Работая над единой методической темой, создаются консультационные группы учителей, успешно реализующие себя в сфере определённых компетенций. Такая система образования педагогов («равный обучает равного») способствует повышению уровня профессионализма без перегрузки и заорганизованности. Формирование группы учителей-тьюторов, готовых поделиться своим опытом по различным вопросам – одно из новых направлений развития методической работы в нашей школе.  В учреждении достаточно опытных, энергичных и постоянно развивающихся педагогов, умеющих передать свой опыт и знания другим. Так, в ходе ежегодных обучающих семинаров учитель белорусского языка и литературы Тарасевич Т.В. делится своим опытом организации исследовательской работы по предметам гуманитарного цикла с учащимися, а учитель географии Ракитенок Л.Н. – по предметам естественно-научного цикла.  Шестерень Н.Р., учитель химии, являясь руководителем районного школы молодого учителя химии и биологи, обучает коллег приёмам организации проектной и экспериментальной деятельности как на уроках и факультативах, так и через организацию работы клуба «Фитилек». Учитель информатики Тихомирова А.С. систематически организует обучающие занятия с педагогами учреждения по освоению ими различных электронных ресурсов и программ, помогающим делать обучение более эффективным. Такой подход к организации методической работы позволяет системно формировать профессиональные компетенции педагогов учреждения образования в рамках создания единого информационного и методического пространства.

         

  1. Выполнение программы и плана реализации

инновационного проекта

 

Концептуальные положения определили целевые, содержательные и процессуальные компоненты в организации исследований педагогами в рамках реализации инновационного проекта.

          В рамках реализации инновационного проекта педагогами – участниками инновациноной деятельноости были пройдены тематические курсы по формированию исследовательских и проектных компетенций, проводились исследования по определенным темам (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), в результате которых поизошло обогащение образовательных практик педагогов, значительный прирост метапредметными компетенциями.

 В рамках заявленных тем, педагогами велась системная работа по разработке и отбору заданий. Накапливался материал, который систематизирован и оформлен в виде методических копилок с рекомендациями по их применению. Кроме этого, ведущим направление в работе учителей с тьюторской позицией оставалось индивидуальное сопровождение учащихся, которые вовлечены в исследовательскую или проектную деятельность. В течении трех лет были разработаны и реализованы индивидуальные образовательные программы, которые корректировались в зависимости от запросов тьюторантов. Каждым из педагогов   проявлено творчество и профессионализм при выборе формы написания данной программы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Продолжалась работа по составлению портфолио учащихся, чьё педагогическое сопровождение было организовано в рамках реализации проекта (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).  

Таким образом, в коллективе средней школы №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка работают педагоги, обладающие высоким уровнем социально-личностных, проектных и профессиональных компетенций, которые позволят найти наилучшие решения инновационного характера, воплотить свои замыслы в инновационный проект и реализовать его. Понимание тенденций развития современной экономической и социально-культурной ситуации, в том числе необходимости конкурентноспособности учреждения в условиях оптимизации структуры, актуализируют необходимость включения учреждения в инновационный процесс, который позволит реализовать модель тьюторского сопровождения проектной исследовательской деятельности учащихся.

 

  1. Результаты инновационной деятельности, демонстрация и трансляция инновационного опыта.

        Одним из выбранных направлений работы на период инновации было создание тьюторского клуба, однако, так как в учреждении образования на момент вхождения в инновационную деятельность с 2007 года уже работало научное общество учащихся «Пытливые умы», мы посчитали целесообразным сохранить его деятельность. С целью привлечения младших школьников к проектной и поисковой деятельности с 2008 года создана Малая Академия наук, объединяющая учащихся 2-4 классов.

           Нами наработан положительный опыт организации работы с учащимися научного общества школы и учащимися-тьюторантами в профильном отряде «Пытливые умы» летнего школьного оздоровительного лагеря. Летний школьный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени учащихся, с другой - пространством для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. В этот отряд зачисляются высокомотивированные учащиеся: победители предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это стало возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Перед педагогами ставится задача, подобрать такие задания и формы работы, чтобы вызывали у ребят повышенный интерес к обучению, учитывая, что за плечами долгий и тяжелый учебный год. При планировании работы отряда, ребятам предоставляется возможность в определении содержания их отдыха. Самосоставление пунктов плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

          Ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный отряд создаёт все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении. 

В ходе реализации модели тьюторского сопровождения мы вырастили нового учащегося - не только педагог, но и учащийся становится тьютором для школьник, младших его по возрасту.  А далее родилась идея новое направления работы отряда - развитие идеи образовательного путешествия, когда экскурсия или поход превращаются в увлекательное исследование для всех участников этого путешествия.

В настоящее время предоставление учащемуся различных образовательных траекторий, получение опыта самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности осуществляется посредством создания индивидуальных образовательных программ и их тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение помогает ориентироваться в открытом образовательном пространстве и предоставляет возможность профессионального самоопределения.  В первую очередь тьюторское сопровождение реализуется посредством создания тьюторского клуба как открытой образовательной среды.  Поэтому вся основная работа проходила через организацию работы тьюторского клуба.

Тьюторский клуб «СНОП» (союз неравнодушных, открытых поиску) – это добровольное творческое объединение школьников (тьюторантов), педагогов с тьюторской позицией, а также преподавателей учреждений среднего и высшего образования. Было разработано положение о тьюторском клубе (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) и его эмблема. Определены должностные обязанности тьютора и примерная циклограмма работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Здесь учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, приобретают навыки экспериментальной, научно-исследовательской работы, проектной деятельности под руководством тьютора, занимаются самообразованием, выстраивают свой индивидуальный маршрут.

Членами клуба стали:

 учащиеся, а в последующем тьютеранты, которые на протяжении нескольких лет занимались поисково-исследовательской деятельностью, проводили самостоятельные исследования, активно участвовали в реализации коллективных проектов (3 ступень);

учащиеся, изъявившие желание самостоятельно изучать тот или иной предмет, самостоятельно находить ответы на поставленные ими же вопросы,

 учащиеся начальной школы (1 ступень), выявленные педагогом-психологом;

учителя-предметники с тьюторской позицией;

тьютеры - преподаватели  средних и высших учебных заведений.

Целью тьюторского клуба «СНОП» стало воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

Были поставлены следующие задачи работы клуба «СНОП»:

- формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранному профессиональному направлению, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;

- развивать навыки научно-исследовательской работы, проектной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, показывать методику обработки полученных данных и анализ результатов, составление и оформление отчета, доклада о результатах научно-исследовательских работ, проектного обучения;

- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, своего продукта;

- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов клуба на основе устного соглашения с различными учреждениями (средние и высшие учебные заведения, библиотека, представители предприятий города) по использованию их материально-технической базы.

В содержании деятельности клуба были сформированы следующие направления работы:

  • организация членами клуба «СНОП» фестивалей по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства («День земли», «Час кода», «Крышечки в обмен на жизнь», Акция «Память» и т.д.);
  • проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы;
  • организация и проведение интеллектуальных соревнований, научно-практических конференций «Моё первое открытие» (2-4 классы) и «Шаг в будущее» (5-11 классы);
  • проведение индивидуальных консультаций для учащихся 1 и 2 ступени обучения учащимися-тьюторами 10-11 классов;
  • участие в предметных неделях с информационными сообщениями, занимательными практикумами;
  • участие в разнообразных конкурсах и конференция (ПРИЛОЖЕНИЕ 10);
  • создание роликов по темам исследования в школьном медиацентре;
  • организация акций в рамках своих тем исследования;
  • проведение игр и квестов с учащимися 1 ступени обучения в рамках популяризации итогов своих исследовательских проектов;
  • организация образовательных путешествий в учебные заведения региона;
  • издание сборников работ, статьи в школьной газете «Планета миров», отражение отдельных мероприятий на сайте школы и в сети Инстаграмм на странице учебного заведения и т.д.

Так же следует отметить, что на базе ГУО «Средняя школа №18 им. Евфросинии Полоцкой г.Полоцка» в 2018 году открыты филиалы кафедры технологии и методики преподавания и кафедры мировой литературы и иностранных языков УО «Полоцкий государственный университет», в чем мы видим  новый ресурс для  повышения качества метапредметных умений, совершенствования и развития сотрудничества  с преподавателями высших учебных заведений. В 2018 году учреждением образования заключен договор о сотрудничестве с Полоцким колледжем УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». С 2018 года школа стала площадкой для сотрудничества с УО ПГУ в рамках проекта программы ГОРИЗОНТ-2020 «Разработка научно-методического обеспечения для стимулирования интереса учащейся молодежи к изучению точных наук для получения технического образования и приобщения к инновационно-научной деятельности».

Важным результатом реализации проекта является формирование и пропагада опыта работы педагогов и учреждения образования в целом. Осуществление исследовательской деятельности педагогами в ходе реализации инновационного проекта позволило повысить исследовательскую и инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта, который презентовался на различных мероприятиях (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).  Наши наработки вылились в опыт, который был представлен в сборниках: по итогам школьного фестиваля педагогического мастерства «АУРА», областной научно-практической конференции «Инновационная деятельность учреждения образования: опыт и перспективы», республиканской конференции «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике» (2018г., 2019г.), Международных педагогических чтениях «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы».  Благодаря этому опыту педагоги результативно участвовали в конкурсах педагогического мастерства разного уровня (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).

Разработанные в ходе реализации проекта управленческие механизмы были представлены в ходе проведенного на базе школы заседания районного методического объединения заместителей директоров по учебно-методической работе «Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования: от теории к практике».

 

  1. Заключение

          Анализ выполнения программы и плана реализации инновационного проекта в государственном учреждении образования «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» свидетельствует об эффективности проделанной работы. Соотнесение результатов инновационной деятельности на подготовительном этапе и конструктивном этапе с заявленными в проекте критериями, показателями и ожидаемыми результатами показывает, что в учреждении образования:

  • создана и успешно функционирует модель тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ 13), которая включает в себя организацию работы научного общества школьников 5-11 классов «Пытливые умы», Малой Академии наук для учащихся 1-4 классов, профильного отряда летнего оздоровительного лагеря «Пытливые умы», образовательных путешествий;
  • созданы необходимые и достаточные условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства школы и социума ценностно-смысловых компетенций;
  • определена стратегия внедрения модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования на основе единства обучения, внеклассной и внешкольной деятельности: в организации процесса обучения через интеграцию вопросов формирования исследовательской культуры в содержание учебных предметов, использование межпредметных связей, инновационных и активных форм обучения; в организации внеклассной работы – через проведение  конференций и участие в районных, областных и республиканских проектах;
  • организована систематическая работа по повышению исследовательской и проектной компетентности педагогов;
  • пополнена база методического кабинета материалами педагогической и управленческой деятельности по организации работы тьюторского клуба «СНОП»;
  • имеет место положительная динамика творческих достижений педагогов и учащихся в конкурсах;
  • увеличивается количество учителей и учащихся, заинтересованных участием в исследовательской и проектной деятельности.

Реализация модели в образовательной среде способствует:

-сохранению психофизического здоровья учащихся;

-сохранению стойкой учебной мотивации; формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранному профессиональному направлению, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;

- развивать навыки научно-исследовательской работы, проектной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, показывать методику обработки полученных данных и анализ результатов, составление и оформление отчета, доклада о результатах научно-исследовательских работ, проектного обучения;

- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, своего продукта;

- проявлению у учащихся – членов клуба осознанного определения жизненных перспектив, выборе будущей профессии, способности ставить и достигать поставленные цели.

         Учитывая положительную динамику результатов деятельности инновационной команды, рост заинтересованности педагогов, учащихся, родительской общественности во внедрении данной образовательной модели, ее эффективность и положительное влияние на образовательную практику, считаем возможным рекомендовать ее для внедрения в других учреждениях образования.

 

 

Как оформить исследовательскую работу

   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

                                                                                  Результат действующего в нас исследовательского инстинкта есть стремление удовлетворить внутреннюю потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным, внести элементы порядка в хаос неизвестного, который нас окружает.

                                           В.А.Энгельгардт

 

Раздел 1.  Оформление работы

 

  1. Структура работы должна быть представлена следующим образом:

 

Титульный лист.

Оглавление.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

Титульный лист является первой страницей проекта. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения. В среднем поле даётся заглавие (тема проекта) работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. По правому краю указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс, фамилия, имя, отчество руководителя и его должность. В нижнем поле указывается местонахождение учреждения образования, год написания работы.

 

В оглавлении приводится название разделов (глав) с указанием страниц, с которых они начинаются. Номера страниц фиксируются по правому краю печатного листа.

 

Например:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

 

 

                            3

Глава 1

4

1.1

4

1.2

8

Глава 2

12

2.1

12

2.2

16

Заключение

20

Список литературы

22

Приложения

24

 

 

 

Во введении фиксируется проблема, актуальность, для практико- ориентированных проектов, практическая значимость исследования, определяется объект и предмет исследования, его цель и задачи, перечисляются методы работы, формирование гипотезы.

 

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет   2-3 страницы. Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, простейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев – отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы – это своеобразный композиционный прием, позволяющий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

 

Объективная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – \то определенный процесс или явления действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определённой самостоятельность, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотенузу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Тема исследования – объект изучения, в определенном аспекте, характером для данной работы.

Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.

Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

 

Цель – идеальное видение прогнозируемого результата, который направляет деятельность человека. Цель исследования – это то, чего хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

◦ выявить...;

◦ установить...;

◦ обосновать...;

◦ уточнить...;

◦ разработать... .

Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

 

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования

Методы научного познания традиционно классифицируются следующим образом.

1. Теоретические методы:

# моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью;

# абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);

# анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса;

# восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

2. Эмпирические методы:

# наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;

# сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;

# эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

- в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;

- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в различных условиях;

- достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.

- измерение представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

3. Математические методы:

# статистические методы;

# методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

# методы и модели динамического программирования;

# метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима помощь педагога, относятся:

•        отбор необходимых методик исследования;

•        ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов.

 

Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Первая глава основной части строится на основе анализа научной литературы. Следующие главы носят опытно-экспериментальный характер. Каждый раздел основной части завершается кратким резюме или выводом. Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования.

 

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

 

Особой точности требует составление библиографического списка. В переводе с древнегреческого библиография значит «описание книги».

Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.

Правила оформления в списке различных вариантов изданий

1. Книги

одного автора

Артемьева, М.Л. История метафизики в России XVII века / М.Л.Артемьева. – СПб.: Алетея, 1996. – 317 с.

двух - трёх авторов

Шрайберг, Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение и развитие / Я.Л.Шрайберг, Ф.С.Воровский. – М.: Либерия, 1996. – 271 с.

коллектива авторов

Моральная философия в вопросах и задачах: учеб.-метод, пособие / В.Н.Васильков, В.И.Турковский, Н.А.Карпенко [и др.]; под общ. ред. В.И.Турковского. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2003. – 90 с.

многотомного издания в целом:

Караткевіч, У.С. Збор твораў: у 8 т. / У.С. Караткевіч; [уступ. арт. Р.Барадуліна]. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 2002. – 8 т.

отдельного тома

Быкаў, В.У. Збор твораў: у 6 т. Т.6. Сцюжа: аповесць / В.У.Быкаў. –Мінск: Мастацкая літаратура, 1994. – 543 с.

закононодательные материалы

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Минск: Амалфея, 2000. – 48 с.

стандарты

Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1 – 2003. – Взамен ГОСТ 7.1-84; введ. 2004-07-01. – Москва: ИПК: Издательство стандартов, 2004. – 164 с.

правила

Правила устройства электроустановок: утв. Минэнерго СССР в 1986. –Минск: ДИЭКОС, 2003. – 632с.

 

2. Неопубликованные документы

Диссертации

Прохоров, Ю.М. Подготовка студентов университета к социализации детей и молодежи: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 05.11.98: утв. 05.12.98 / Ю.М. Прохоров. – Витебск: Изд-во ВГУ, 1998. – 111 с. – Библиогр.: С.100-111.

отчеты о научно-исследовательской работе

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации: отчет ПИР (заключ.): 06-02 / Рос. кн. палата; рук. А.А.Джиго; испол. В.П.Смирнова [и др.]. –  Москва, 2000. –  250 с.

3. Изоиздания

1. Древняя Москва: альбом / Сост. текста В. Булкина. – СПб.: П-2, 1998. – 64 с: ил. –  (Москва многоликая).

2. Кликушин, Г.Ф. Старый Витебск: гравюры на линолеуме [Изоматериал]: набор открыток / Г.Ф. Кликушин. – Витебск, [2002]. –  1 обл.

4. Нотные издания

Бургмюллер, Ф. Восемнадцать характерных этюдов [Ноты]: для фортепиано / Ф. Бургмюллер. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 56с.

5. Картографические издания

Европа. Государства Европы [Карты]: [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1985г.; ст. ред. Л.Н.Колосова; ред.Н.А.Дубовой. – 1:5000 000 км в 1 см. – Москва; Картография, 2001. – 1 к.; цв.табл.: 106x89 см.

6. Описание составной части документа

составной части книги

1. Макаров, И.М. Робототехника и научно-технический прогресс / И.М.Макаров // Робот. Компьютер. Гибкое производство. –  М.: Наука. 1990. – С.5-16.

статья из сборника

Зіманскі, В. Лексічныя паланізмы ў беларускім дзелавым помніку XV ст. / В.Зіманскі // Беларуска-руска-польскае супастаўляльнае мовазнаўства, літаратуразнаўства, культуралогія: матэрыялы V Міжнар. навук. канф. – Віцебск, 2000. –  С. 46-48.

статьи из справочных изданий

Отношение // Философская энциклопедия, – М., 1994. – Т. 4. – С. 182-183.

статьи из журнала

Байдина, Т.В. Формирование личной и гражданской позиции учащихся / Т.В. Байдина // Народная асвета. –  2005. – № 7. –  С.22.

статьи из газеты

Лукашенко, А.Г. Послание Президента А.Лукашенко Национальному Собранию и белорусскому народу / А.Г.Лукашенко // Советская Белоруссия. – 2004. – 15 апреля. – С.1-4.

рецензия

Штэйнер, I. Добры дзень, Франц Іванавіч! / І.Штэйнер // Літаратура і мастацтва. – 2002. – 22 сакавіка. – С. 3. – Рэц. на кн.: Сіўко, Ф. Удог: аповесці, апавяданні. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2001. – 248 с.

7. Научные издания

Монографии

Маликов, Л.М. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: моногр. / Л.В.Маликов; М-во образования Рос. Федерации, Оренбург, гос. пед. ун-т. –  Оренбург, 2000. – 142 с.

Сборники научных трудов

Сборник научно-исследовательских работ по пчеловодству / Рос. акад. с.-х. наук, Науч.-исслед. ин-т пчеловодства; Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова. – М., 2000. –  199 с.

Тезисы, материалы конференций

Образование, наука, производство: пути углубления интеграции и повышения качества инженерного образования: тез. докл. науч.-практ. конф. (окт.2000) / Отв. ред. В.Г.Вдовенко. –  Красноярск: САА, 2000. –  56 с.

8. Электронные ресурсы

Бизнес-Беларусь 2002 [Электронный ресурс]: нац. бизнес-каталог. –Электрон. текстовые дан. и прогр. (664 698 880 байт). – Мн.: Эниро Белфакта, 2002. – 1 электрон. опт. диск (СD-RОМ); 12см. – Систем. требования: IВМ-совместимый компьютер; Windows9х/NТ/2000; ОЗУ 32 Мb; 12х СD-RОМ, экран 800x600 рiхе1s, 256 цветов. – Загл. с этикетки диска. – Текст парал. рус., англ. – Имеется печ. аналог.

 

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение – это  часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

-       размещаются после библиографического списка;

-       в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

-       каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь номер и заголовок, расположенный по центру страницы.

Еще одна особая часть основного текста – это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а)  в круглых скобках;

б)  подстрочно (оформляются как сноски);

в)  после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

• определение терминов или устаревших слов;

• справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

• перевод иностранных слов и предложений;

• пояснения основного текста.

• примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Таблицы располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

 

 

Для текста работы предъявляются следующие требования: формат листа А4, редактор Microsoft Word  , шрифт Times New Roman 14 пт, стиль «обычный», выравнивание абзацев по ширине, табуляция 1,25 см, межстрочный интервал одинарный, автоматический перенос.

 

 

  1. Аннотация проекта

 

Аннотация проекта должна соответствовать следующим требованиям:

Объём -1 страница, формат А4, Microsoft Word.    

Шрифт- Times New Roman12 пт, стиль «обычный», выравнивание абзацев по ширине, табуляция 1,25 см, межстрочный интервал одинарный, автоматический перенос.

Поля по периметру 25 мм.

Номера страниц не проставляются.

строка - название заглавными буквами жирным шрифтом

строка - Ф.И.О. автора (авторов)

строка - учебное заведение

строка - научный руководитель

 Далее через один интервал следует текст материалов, который обязательно должен включать актуальность, цель. Методы исследования, краткое содержание и выводы.

  Раздел 2. Публичное выступление на конференции

 

Материал состоит из следующих частей:

  1. Школьная конференция – этап демонстрации результатов исследования.
  2. Цель публичного выступления.
  3. О содержании публичного выступления.
  4. Примерный план публичного выступления.
  5. О форме публичного выступления.
  6. Факторы, влияющие на успех публичного выступления.
  7. Выводы.
  8. Источники информации.

 

 

  1. Школьная конференция этап демонстрации результатов исследования.

В конце учебного года (апрель-май) в гимназии проходит ежегодная научно-практическая конференция, в которой кроме учащихся-исследователей принимают участие другие ученики гимназии, педагоги, представители администрации, родители, гости.

Гимназическая конференция является одним из ключевых этапов исследования. Важной является вся деятельность учащихся-исследователей до, во время и после конференции.

До конференции учащейся исследователь:

Оформляет результаты исследований в виде бумажного и компьютерного продукта;

Технически решения по возможности выполняет в виде смех, моделей и/или реальных образцов;

Готовит 7–10 минутный доклад по теме проведённого исследования;

Для публичного выступления подбирает  готовый и/или создаёт новый наглядный материал;

Проходит предварительное обсуждение своего доклада перед другими учениками-исследователями.

 

Во время конференции учащийсяисследователь:

публично доказывает о результатах своего исследования перед участниками конференции: комиссией, учениками, педагогами, родителями, гостями;

после доклада отвечает на задуманный ему вопросы;

завершив выступление, становится слушателем других докладов.

  1. Цель публичного выступления.

Публичное выступление учащиеся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышениями требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.

Главная цель публичного выступления, стоящая перед учащимся-исследователем на конференции, -это расширение границ представлений участников конференции об окружающем мире по теме  проведенного исследования. Докладчик должен осознавать, что наличие постоянного внимания и интереса слушателей к его выступлению является критерием его успешного изложения.

  1. О содержании публичного выступления.

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад и проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Своё выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовительного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведённого исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, что бы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

  1. Примерный план публичного выступления.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

 

 

 

План выступления:

 

  1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемы председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

  1. Представление(фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут __________________

я учащийся (-щаяся)_____ класса гимназии (школы, лицея, …) №1(____) города ____________»

  1. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по тему проведенного мной исследования в области»

  1. Название темы исследования

«Название темы: ________________»

  1. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, ___________________,

во-вторых, __________________,

в третьих, _________________...»

  1. Кратко о поставленной цели исследования и способах её достижения

«Цель моего исследования- ____.

Основные задачи исследования и способы их решения:

  1. _______________________.
  2. _______________________.
  3. _______________________...»
  1. Кратко о новых результатах в ходе проведённого исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

  1. Получены новые знания следующего характера: _____,
  2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: ________,
  3. Созданы новые творения в виде: __________,
  4. Определены новые проблемы (задачи) :

____________________»

  1.  Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы:

  1. ____________________,
  2. ____________________,
  3. ____________________...»
  1. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования.

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

  1. _____________________,
  2. _____________________,
  3. _____________________...»
  1. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Дискуссия по теме доклада:

  1. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос,

А) мой ответ…

Б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

-  «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

-   «Простите, я не понял (-а) вопроса.

Повторите его пожалуйста!»

-   Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «_____________?»

-   «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить».

  1. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведённого мной исследования. Всего доброго».

 

О форме публичного выступления.

Успех учащегося-исследователя на конференцию во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследований. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создаёт положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

  1. Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

До, во время и после выступления на конференции учащемуся-исслудователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

Внешний вид докладчика:

Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

Прическа – аккуратная.

Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернутые.

Движения – свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.

 

Речь:

Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членами комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

 

Демонстрационный материал

 

Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а так же целостность, чистоту помещения.

Слайды, кино и видеоролики, компьютерные презентации.

Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективности для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.

Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.

«Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.

Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество мало форматных копий плакатов, схем, и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

Записи на доске, флипчарте.

Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а так же следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

 

Дискуссия по теме доклада

 

После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего. Психологически к такому разнообразию вопросов.

Во время ответа докладчик должен проявить тактичность к лицам, задающим ему вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.

Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования. Благодарность докладчика в адрес присутствующих в лиц, задающих вопросы, создает общее положительное впечатление о публичном выступлении учащегося-исследователя.

 

7. Выводы 

  1. Публичное выступление учащихся-исследователей на конференции один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Понимание докладчиком цели публичного выступления на конференции во многом определяет содержания и форму доклада.
  2. Практика показала, что соблюдение докладчиком приведенных рекомендаций по содержанию и форме публичного выступления приводит к успешному для него результату.
  3. Навыки публичного выступления на дискуссии, приобретенные учащимися на гимнастической конференции, становятся основной последующих публичных встреч.

 

 

Раздел 3. Требования к компьютерной презентации

  1. Презентация создаётся в программе PowerPoint.
  2. Презентация предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью до 10 минут.
  3. Презентация записывается на дискету, CD-диск или USB-диск.

4.   Презентация состоит из небольшого количества слайдов.

5.   Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (напри­мер, Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фо­то информации сравнимо друг с другом, размер шрифта — не ме­нее 24.

6.   Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обраща­ясь к изображению. Смена слайдов происходит по словам докладчика «следующий, пожалуйста».

7.   Примерный состав слайдов презентации:

A)  Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, на­звание организации (возможные варианты построения: текст, фо­то автора, фото организации, фото объекта исследования).

Б) Цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования).

B)  Блок-схема выполнения работы (возможные варианты построения: гипотеза — методика — эксперимент — массив дан­ных — обработка анализ — выводы).

Г)  Демонстрация хода исследований. Фото автора или кол­лектива, выполняющих работу. Карта или схема местности.

Д)  Демонстрация объектов исследований (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью.

Е)  Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме).

Ж)  Выводы (текст — 3-5 пунктов).

8.   Слайды презентации не должны быть перегружены информа­цией, применение анимации — минимальное, только в самых не­обходимых случаях.

9.   В случае необходимости, презентация может включать фраг­менты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.).

 

 

 

8. Источники информации

 

  1. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь»: методика организации исследовательской деятельности учащихся // Доклад на научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001. С.5-8.
  2. Гафитулин М.С., Ефремов С.В. Окрыленные проблемами: в помощь организаторам ТРИЗ-конференции // Материалы Vмеждунар. научно-практич. конф. (Челябинск, 24-26 июня 2002г.). Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2002. С. 21-26
  3. Исследовательская деятельность учащихся // Директор школы. 2002. №1.2002. С.28-33.
  4. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С.132-136.

 

 

 

 

 

свернуть