Отдел профилактики и комплексной реабилитации
Сделай правильный выбор https://disk.yandex.by/i/ksCyRV1a1wQKdg
Ролик Я думал ничего за это не будет https://disk.yandex.by/i/Emwrl30u7RnqSw
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 года № 93-З «О введении в действие кодексов» с 1 марта текущего года вводятся в действие новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – ПИКоАП).
Новые КоАП и ПИКоАП содержат ряд довольно кардинальных изменений.
КоАП является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования административной ответственности и обеспечивающим наиболее полное правовое регулирование соответствующих общественных отношений.
Одним из существенных изменений является категоризации правонарушений. Так, в соответствии со статьей 2.2 (Категории административных правонарушений) КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:
1) административные проступки;
2) значительные административные правонарушения;
3) грубые административные правонарушения.
К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:
1) для физического лица – 10 базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
3) для юридического лица – 50 базовых величин.
К значительным административным правонарушениям относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
1) для физического лица – 10 базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
3) для юридического лица – 50 базовых величин.
К грубым административным правонарушениям относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
Особенностью является наличие в КоАП отдельной главы, в которой консолидированы нормы, посвященные регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности (Глава 9 Административная ответственность несовершеннолетних), включает в себя:
особенности наложения на несовершеннолетних административных взысканий;
- к несовершеннолетнему в возрасте 14-17 лет, совершившему административное взыскание, не могут применяться общественные работы, административный арест.
- размер налагаемого штрафа не может превышать 2 базовых величин. В случае, если санкция статьи предусматривает административное взыскание в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного характера. Лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более 1 года.
При наложении административного взыскания на лицо в возрасте от 14 до 18 лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 КоАП, учитываются:
- условия его жизни и воспитания;
- уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
- влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
- характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).
Лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 9.3 КоАП (Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности) лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
Согласно статье 9.6 КоАП (Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию) лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет (т.е. несовершеннолетний) считается не подвергавшимся административному взысканию:
- со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
- по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;(для взрослых — 6 месяцев);
- по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения; (для взрослых—1 года)
С целью усиления профилактической составляющей административной ответственности, сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка, в главе 5 КоАП введен новый институт профилактических мер воздействия, которые могут применяться к лицу, совершившему административное правонарушение, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений.
К профилактическим мерам воздействия, в частности, относятся (статья 5.1 КоАП):
устное замечание;
предупреждение;
меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Указанные профилактические меры, по общему правилу, могут назначаться вместо административного взыскания за совершение правонарушений, не относящихся к категории грубых.
В зависимости от определенных условий их применение будет обязательным (например, предупреждение за однократно совершенные административные проступки) либо факультативным (например, меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним).
Так, устное замечание (разъяснение физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны – статья 5.2 КоАП) объявляется в устной форме при малозначительности совершенного физическим лицом административного правонарушения до начала административного процесса (т.е. без составления протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов).
Предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения административного правонарушения – статья 5.3 КоАП) применяется в случае признания лицом факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения.
При этом лицо будет считаться совершившим административный проступок (значительное административное правонарушение) однократно в случае, если в течение одного года до его совершения оно не подвергалось административному взысканию и не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же нарушение.
На стадии подготовки дела к рассмотрению предупреждение применяется в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).
Таким образом, предупреждение является мерой профилактического воздействия, а не видом административного взыскания.
Меры воспитательного воздействия (статья 5.4 КоАП) применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, освобождения от административной ответственности.
Так, при освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия (часть 1 статьи 9.4 КоАП):
разъяснение законодательства;
возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
возложение обязанности загладить причиненный вред;
ограничение досуга.
При этом одновременно могут быть применены несколько мер воспитательного воздействия (часть 2 статьи 9.4 КоАП).
В статье 9.5 (Содержание мер воспитательного воздействия) КоАП указано, в чем заключается и с какими ограничениями связана та или иная мера воспитательного воздействия.
Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия должны учитыватся имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:
- запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
- ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
- возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
В резолютивной части постановления о прекращении дела об административном правонарушении при применении мер воспитательного воздействия в обязательном порядке указывается не только сама мера (меры), но и порядок их исполнения, а именно:
‑ принести извинения потерпевшему – указать срок и форму (публичная, письменная);
‑ ограничение досуга – указать срок (до 30 суток);
Конкретные виды и перечень мест пребывания (или) форм досуга, на посещение которых наложен запрет;
период времени суток (с…/до…), в которых запрещено покидать жилище (место пребывания);
периодичность (в будние дни) явки на регистрацию,
адрес и наименование органа, осуществляющего контроль.
В КоАП введены нормы, предусматривающие ответственность за:
нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания (статья 10.1 КоАП.);
отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (статья 19.3 КоАП);
вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимом с нарушением установленного порядка (статья 19.4 КоАП);
уклонение лица, которому назначено административное взыскание в виде общественных работ, от их выполнения (статья 25.13 КоАП).
При этом КоАП не устанавливает ответственности за совершение деяний, предусмотренных следующими статьями (частью статьи) КоАП 2003 г.:
клевета (статья 9.2);
умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (статья 9.11);
нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов (статья 12.3);
сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования (статья 16.2);
повторное в течение года совершение действий по вывозу, выносу с территории радиоактивного загрязнения, на которой установлен контрольно-пропускной режим, имущества без соответствующего пропуска либо сбору на такой территории дикорастущих растений или их частей (часть 3 статьи 16.3);
нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения (часть 2 статьи 17.3);
допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних (статья 17.12);
непринятие мер по недопущению потребления и распространения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (статья 17.15);
нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 18.2);
нарушение средством массовой информации законодательства о средствах массовой информации повторно в течение одного года после вынесения в отношении его письменного предупреждения (часть 3 статьи 22.9);
нарушение порядка приобретения печатного оборудования (статья 23.36);
нарушение установленного порядка сдачи печатей и штампов юридического лица для уничтожения после принятия решения о его ликвидации, совершенное должностным лицом, либо нарушение правил хранения таких печатей и штампов, повлекшее их утрату (часть 1 статьи 23.38);
самоуправство (статья 23.39);
установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (статья 23.51);
незаконное проведение кастингов (статья 23.65).
Объединены две статьи 9.4 (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) и ст. 17.13 (невыполнение обязанностей по сопровождению детей в ночное время вне жилища), в одну, статья 10.3, где часть 1 предусматривает ответственность за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность. Част 2 ст. 10.3 предусматривает ответственность родителей за невыполнение обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в период с 23.00 часов до 06.00 часов вне жилища.
Кодекс не устанавливает ответственности за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения (часть 2 статьи 17.3);
В то же время устанавливает ответственность за отказ от прохождения освидетельствования на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (ч.4 ст. 19.3 КоАП).